Эксперты рассказали, как «закон о возврате продуктов» отразится на россиянах

924 0

Фото, видео: www.globallookpress.com, Пятый канал

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Депутаты Госдумы предложили запретить торговым сетям возвращать не проданные до конца срока годности продукты обратно производителям.

Торговые сети пригрозили россиянам «пустыми полками» в случае реализации нового «закона о возврате продуктов».

Сейчас все, что до окончания срока годности не продается в магазинах, возвращается производителям. Госдума уже решила отменить это первым чтением, и обсуждает поправки ко второму: для товаров с каким сроком годности применять: в 10, 20 или 30 дней. Торговцы предупреждают: в любом случае будет кризис — магазины перестанут закупать скоропортящееся, и мелкий опт.

Призрак продуктового дефицита вырвался из кабинетов Ассоциации компаний розничной торговли и пока бродит только по медиапространству. Но, говорят сетевики, вполне может заглянуть и в магазины, и в кошельки россиян. Если депутаты Госдумы примут закон о запрете торговым сетям возвращать не проданные до конца срока годности продукты обратно, производителям. То закупать станут меньше, оттого и кому-то якобы продуктов не хватит, считают представители сетевых магазинов.

— Риски дефицита, то есть снижения количества скоропортящейся свежей продукции, это перекладывание объем закупаемой продукции от свежей к продукции с более длительными сроками хранения. Это — ухудшение положения производителя, причем, в первую очередь, малых и средних компаний, это еще большие издержки для торговых сетей, — говорит председатель Президиума ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков.

Самые «народные продукты» — хлеб, молоко, яйца, мясо, колбасные изделия, свежие овощи и фрукты — занимают примерно половину всех полок в торговых сетях. И по действующему сейчас закону, по истечению срока годности все товары должны быть выкуплены производителем обратно.

Свои потери от возможного принятие нового закона ритейлеры оценивают в 300 — 400 миллиардов рублей в год. Говорят, что придется менять очень многое: схемы поставок, модель логистики и так далее. Но на кого в итоге ляжет миссия по компенсации этих «финансовых потерь?» Есть подозрение, что на кошельки покупателей.

— Крупные игроки на рынке не хотят нести издержек им нужно будет нанимать более квалифицированных сотрудников, пересматривать очень многое в схемах бизнес-процессов, работать совсем по-другому, им выгоднее переложить всю ответственность на производителя, — считает маркетолог Андрей Арно.

Но эксперты потребительского рынка больше боятся за покупателей. Опасение первое: сети начнут покупать меньше продуктов «с ограниченным сроком годности», качественных, без красителей, консервантов и прочих загустителей, заменяя их на полках чем-то, напичканным «химией». Такой «батон» на полке пролежит, конечно, дольше, зато покупатель потом будет «отлеживаться» в больнице.

— Ритейлеры должны, конечно, при установлении цен на продукты, которые они реализуют гражданам, учитывать в какой степени, тот или иной продукт содержит химикаты, какие-то добавки подозрительные и откровенно, честно, писать, что в этой продукции есть добавки, которые вредят здоровью, — говорит экономист Анна Ведута.

Эксперты говорят: если продукты совсем запретят возвращать производителям, то количество товаров-пациентов таких «продуктовых реанимаций» в сетевых магазинах резко увеличится. Но и сами производители говорят: законодательная инициатива по запрету возврата товара избыточна, они в состоянии договориться с сетями. Если раньше в сегменте хлебобулочных изделий возврат доходил до 50%, сейчас его почти нет.

— Выход в плоскости саморегулирования, речь идет о производителях хлебобулочных изделий. Благодаря грамотному планированию коллеги смогли снизить количество возвратов до нуля, — сказала пресс-секретарь «Руспродсоюза» Ирина Нагайцева.

Сами депутаты Госдумы уже назвали слухи о возможном дефиците «информационным вбросом», предложив провести парламентские слушания. Сколько непарламентских выражений уже успели произнести напуганные покупатели, точно неизвестно, но при достижении личной бизнес-выгоды торговли мнение покупателя, как известно, учитывается в последнюю очередь.

Ранее Пятый канал сообщал о том, что Яровая назвала информацию о возможном дефиците продуктов «вбросом лоббистов».