Нобелевская премия по физике 2018: за что и кому дали
Фото, видео: Twitter @NobelPrize
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Пятый канал связался с член-корреспондентом РАН, физиком Николаем Колачевским, который простым языком объяснил ценность открытий Артура Эшкина, Жерара Муру и Донны Стрикланд.
Нобелевскую премию в 2018 году присудят за разработки в области лазерной физики. Француз Жерар Муру и канадка Донна Стрикланд получии награду за изобретение и де-факто реализацию усиления лазерных импульсов для получения сверхсильных полей.
— Метод, который они предложили, сейчас широко используется. Если мы хотим усилить короткий и очень интенсивный лазерный импульс, то его сначала нужно растянуть во времени — то есть расслабить по интенсивности — потом усилить в специальной среде, после чего обратно сжать с помощью дифракционных решеток, — поясняет физик Николай Колачевский.
В результате получаются своеобразные «световые пули», то есть лазерные импульсы, содержащие не очень много энергии, но имеющие очень большую интенсивность излучения.
Таким образом получается ускорять электроны, протоны и другие частицы, то есть создаются де-факто «лазерные ускорители». С помощью таких сверхмощных импульсов можно делать фотографии атомов и молекул в реальном времени. Изобретение Муру и Стрикланд сегодня используется во многих технологиях; де-факто это уже признанный мировым сообществом классический метод в физике.
А вот первая часть Нобелевской премии связана с созданием лазерного оптического пинцета, с помощью которого можно захватывать разные объекты. Изобретение Артура Эшкина находится на стыке физики, химии, биологии и медицины. С помощью пинцетов можно разрушать связи между белками, создавать сложные структуры, манипулировать очень маленькими объектами.
Ранее Пятый канал рассказывал о лауреатах Нобелевской премии по химии в 2018 году. Джеймс Эллисон и Тасуку Фонджо получат награду за разработку эффективного метода лечения рака.