Как в Санкт-Петербурге началось становление подводного флота России

513 0

Фото, видео: zonwar.ru, Пятый канал

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

В 1834 году под руководством генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера построили первую в мире металлическую подлодку.

29 августа — дата особенная для всех моряков-подводников. В этот день в 1834 году была испытана первая субмарина в мире. На современную подлодку она не была похожа хотя бы потому, что в движение приводилась вручную. Но конструкция для середины XIX века была настоящим прорывом.

Потомственный моряк, капитан 1 ранга Игорь Курдин называет подлодку Шильдера не иначе как «первая ласточка». О невероятной истории создания субмарины и о биографии ее инженера — Карла Шильдера — узнал еще в школе и до сих пор под впечатлением. Подводная лодка перемещалась силой гребцов — четырех дюжих матросов. Никаких дизелей и электродвигателей тогда еще не было. Формой неправильного эллипса и системой гребков аппарат походил на детскую игрушку — уточку. Собственно, механизм этот Шильдер и подсмотрел у водоплавающих птиц. В остальном все было по-взрослому.

— Довольно длинные пороховые ракеты калибром порядка 100 миллиметров. Их было шесть по три как бы сейчас сказали — пусковые шахты. Это прообраз современного калибра, — говорит капитан 1 ранга Игорь Курдин.

Все это уже немолодой пятидесятилетний генерал Карл Шильдер, ветеран русско-турецкой, польской, Наполеоновских войн придумал для охраны прибрежных крепостей. Никакого отношения к флоту он не имел, но узнав об электровоспламенении пороха и гальванизме, из противопехотного инженера перешел в противолодочные.

— Участвовали только те, кто был непосредственно нужен для вот этих спусковых работ все остальные рабочие были удалены.

Чертежи лодки нигде не сохранилось, только эскизы. Строили революционную субмарину из 5- миллиметрового цельного железа на Александровском (ныне Пролетарском) литейном заводе, в условиях строжайшей секретности.

Летом 1834 года лодка была доукомплектована и 29 августа прошла первые испытания. Там, где сегодня растут спальные районы Петербурга почти 200 лет назад было глухое место. Изобретатель специально предпочел провести первые маневры «без посторонних». За ними и так уже наблюдали — его императорское величество Николай I.

Лодка маневрировала под водой и оставалась в погруженном состоянии. Прошли проверку и ракетные установки — впервые в мире был произведен залповый огонь из-под воды. Несколько шаланд на якорях были сожжены дотла. Кроме того, лодка успешно заминировала и подорвала списанный парусник мишень.

Шильдеру компенсируют затраты из казны, ведь первый ракетоносец скоростью пол км в час обогнал свое время. Но силовой двигатель и навигация оставались слабыми местами субмарины. Мало того, нужны были усовершенствования и во всех смыслах жизненно важные.

— Запаса воздуха для действий в подводном положении лодки хватало только того который был внутри пространства буквально на несколько часов, — рассказывают историки.

После очередных испытаний лодку списали. Шильдер сначала выкупит её, чтобы доработать, но позже, не имея средств, продаст на металлолом. Так закончится эпоха инженера-романтика, которая к ХХ веку подарит нам дизель-электрические подлодки.

Сегодня треть всего мирового подводного флота приходится на Россию. И заслуга в этом тех, кто еще в ХIХ веке поверил в будущее этого оружия.


Новости партнеров


Новости СМИ2