Кто убивает культуру или, как нейросети меняют мир
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Поэт и публицист Анна Долгарева — о трансформации общества на примере новостей «культуры» за один день.
Открываю раздел «Культура» в новостном агрегаторе, а там рассказывают: «Байкер Хирург рассказал, как ударил Сергея Доренко в Кремле».
Кофе, думаю, надо выпить. Пью, а новость никуда не девается. И все там же, в разделе «Культура».
Есть байкер Хирург, есть журналист Доренко, есть Кремль. К культуре, как мне казалось, из них троих имеет отношение только Кремль — старинное архитектурное сооружение. Но мы живем в новом мире — цифровом, и его реальность формируется нейросетями. И все. Вот у нас мир теперь немножко повернулся, и то ли байкер Хирург, то ли журналист Доренко стали культурой.
Буду себя утешать тем, что культура — это их драка в Кремле. Постирония такая, пелевинщина.
А если серьезно, то нейросеть же не случайно ставит такие новости в раздел «Культура». И «Хирург подрался с Доренко». И «Мария Захарова придумала песню после откровенного разговора с Катей Лель». И не про культуру, вроде, ни главный спикер внешнеполитического ведомства, ни исполнительница «Джаги-джаги». Но это мир так постепенно меняется, что этот странный симбиоз становится нашей новой культурой.
Читайте также
Абсурд и отрицание на алтаре «акционизма»
И дело даже не в том, что у общества есть запрос на все, что погорячее, поперченее, попроще. Хотя это тоже. Знаете, как фастфуд: быстрые углеводы, вкусовые добавки, ярко расцветающие на языке — если к этому привыкнуть, то запеченная курица, например, будет казаться пресной. Ну так вот, когда с одной стороны у нас «Ольга Бузова показала трусы», с другой «Мир на грани третьей мировой», с третьей «Шокирующие подробности о тройном убийстве в Выдропужске», то кто ж будет кликать на новость, например, о том, что под Москвой прошел фестиваль «Традиция»?
А ведь раздел «Культура» чем-то надо заполнять.
Выпускающий редактор быстро набирает топовую новость о драке байкера с журналистом. Подбирает картинку. Выбирает рубрику. Общество, шоу-бизнес или культура? Ну, пусть будет «Культура», там как-то не хватает новостей.
Десятки выпускающих выбирают рубрику «Культура».
Нейросеть говорит: ну ок. Раз вы так видите культуру, то мне остается только зафиксировать этот факт.
То есть, изначально все-таки идет общественный запрос на фастфуд поострее. Потом под него подстраиваются СМИ. Они вынуждены подстраиваться под общественный запрос, — а что им еще остается? А нейросеть, в сущности, просто суммирует.
Важно: нет, дорогие читатели, это не СМИ проплаченные и публикуют всякую ерунду. СМИ публикуют то, что читаете вы. Ну, может, не лично вы — я предположу, что именно вы, читающий этот текст, отнюдь не таковы и не интересуетесь Ольгой Бузовой, а интересуетесь, напротив, новой книгой Пелевина и шорт-листом премии «Нацбест». И, возможно, вы негодуете от того, что об этом пишут и показывают по телевизору намного меньше, чем о тройном убийстве в Выдропужске (шокирующие подробности 18+, уведите беременных женщин и детей). Но ваши соседи, ваши коллеги, ваши попутчики в потном вагоне метро, — все они выбирают шокирующие подробности.
Итоги таковы, что интернет подстраивается под наши вкусы. Под наши запросы. Мы меняем интернет. Интернет меняет мир.
Все это происходит прямо на наших глазах, с невероятной скоростью. Весело и страшно.
Преинтересно!
Но все-таки, как бы унести из культуры моего интернета драки на светских раутах и трусы Бузовой? Очень хочется.
Анна Долгарева