«Кардиограмма народного гнева»: как снижение акцизов поможет починить дороги

368 0

Фото, видео: Пятый канал, globallookpress.com

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Государственная дума приняла в третьем, то есть окончательном чтении пакет законов и поправок в бюджетный и налоговый кодексы, которые должны заморозить цены на заправках.

Для нефтяников приготовили пряник -снижение акцизов. И кнут  экспортные пошлины в 90%. Но самое интересное — это механизм принятия решений. Сначала скакнули цены — народ начал возмущаться — правительство нашло компромисс с нефтяниками, а потом Дума, быстро оформила это «джентльменское соглашение» законодательно. Виктор Черногуз с подробностями:

Как и миллионы граждан, утром инженер Краснов первым делом спешит к машине. Вот только не для того, чтобы сесть на руль, а достать из багажника велосипед. 

Еще год назад — это было больше развлечением. Теперь велосипед — каждый день экономит ему 90 рублей минимум. 2 литра бензина — во столько обошлась бы поездка на работу на машине. А нынешние цены на топливо научили считать миллиграммы. Следующий вполне логичный шаг — пересесть на транспорт электрический.

Альтернатива велосипеду сейчас являются электросамокаты, которые очень быстро развиваются и которые людям дают возможность далеко уехать и тут действительно есть некая экономическая целесообразность - говорит Никита Краснов.

Если Никита реагирует на ценники на заправках, крутя педали, большая часть страны пока платит, но возмущается. По соцопросам, 80 процентов граждан недовольны ростом цен на топливо.

Мы живем в стране, которая богата нефтью, газом и ресурсами и платим такие бешеные за бензин, это вообще...  - говорит Валерий

Не угнаться, я например на машине работаю каждый день, для меня это важно, каждое подорожание сказывается, наливаешь полный бак и разница эта очень заметна - делится недовольством Елена.

График изменения цены на топливо смотрится как "кардиограмма народного гнева". В 2004-м литр 95-го стоил всего 10 рублей, сейчас дорос до 44 с половиной. Весной 2018-го топливо и вовсе скакнуло в цене почти на 10 процентов за пару месяцев.

Цены растут в силу объективных факторов, но эти факторы объективные вызваны не рыночной ситуации, а административными мерами, и именно повышением налоговой нагрузки - объясняет Григорий Баженов, руководитель аналитического центра независимого топливного союза. 

И, похоже, этот тот случай, когда представителям нефтяной индустрии можно верить. По статистике в цене литра бензина 65 процентов это налоги и сборы.

Которые планомерно росли начиная с 2015 года. Это позволяло наполнить бюджет, но делало невыгодной реализацию нефти на внутреннем рынке. А рост цен на топливо на мировых биржах, вовсе привел к ситуации, когда при продаже каждой тонны в России нефтедобытчики теряли по 6000 рублей.

Получалось, что если отвлечься от некоторых нюансов с акцизом, то можно было купить на заправке бензин, вывезти его и получить еще прибыль. Совершенно невероятная история и именно на фоне всего этого и было принято решение о снижении акцизов, что конечно помогло - рассказывает эксперт Сергей Ежов, главный экономист компании по вопросам развития ТЭК России

Ситуация стала настолько вопиющей, что был вынужден вмешаться президент. После июньской прямой линии Владимира Путина чиновники разработали целый комплекс мер, который должен стабилизировать рост цен. Это наделение правительства правом оперативно повышать экспортные пошлины и главное — резкое снижение акцизов на нефтепродукты, сразу на 30 процентов.

Рост цен на бензин остановлен. И в перспективе мы думаем, что он может дать и снижение, потому что в структуре цены на бензин почти 24% это акцизы на бензин - говорит депутат Госдумы Надежда Максимова. 

Параллельно депутаты компенсировали регионам потери от снижения акцизов на нефтепродукты. Именно на эти деньги ремонтируют дороги.  Решено перераспределить финансовые потоки, если раньше 43 процента доходов поступало в федеральный бюджет, оставшаяся часть отходила бюджету региона. Теперь центр будет забирать гораздо меньше, а львиная часть акцизных доходов -84 процента поступать в дорожные фонды регионов.

Таким образом, сегодня депутаты попробовали сделать почти невозможное: и бюджет пополнить, и цены на бензин не повысить, и дороги продолжить ремонтировать.

Как будет работать эта система сдержек и противовесов станет ясно в ближайшие месяцы. Пока принятые изменения действует до 1 января. В течении этого времени топливо дорожать не должно - обещают в Думе.