Прощание со Станиславом Говорухиным пройдет 16 июня в храме Христа Спасителя
Фото, видео: Пятый канал, Global Look Press
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Прославленный режиссер скончался на 83-м году жизни после продолжительной болезни.
Многие коллеги называют его совестью нации, и это не кажется преувеличением — его киноленты разобраны на цитаты и получили самое высшее — народное признание, а свою точку зрения Говорухин отстаивал и публично, как политик, он даже кандидатом в президенты был. Ян Воскресенский собрал истории богатой биографии.
Читайте также
Самые яркие и дерзкие высказывания Говорухина
С бессменной трубкой и вечно серьезным выражением лица. Не режиссер — философ. Казалось, годы вообще его не меняют. И участники фестиваля «Кинотавр», которым он передал прощальное послание — даже не поняли, что это было. Но, близкие знали… Он и, правда, прощался.
Художник-реалист именно он дал реалисту-режиссеру несколько уроков профессионального мастерства. Когда-то Говорухин коротал с карандашом заседания союза кинематографистов. Став депутатом — взялся за кисть. Писал во время парламентских каникул. И свое возвращение в большое кино отметил картиной, которую снял, пока депутаты отдыхали. «Ворошиловский стрелок» — словно манифест против несправедливости. Он с нескрываемым раздражением высказывался о современном кино и тех, кто на него ходит. «Я работаю для советского зрителя» — твердил Говорухин. С самого дебюта. А ведь на одесской киностудии начинающему режиссеру достался откровенно слабый сценарий про альпинистов. Мог бы и отказаться, но в итоге снял легендарную картину, где взошла звезда Владимира Высоцкого. Два друга — они не просто закрепили успех. Говорухин не верил своим глазам, когда во время премьерного показа сериала про Жеглова и Шарапова - улицы пустели. Актерские реплики намертво впечатывались в сознание советского зрителя.
Впрочем, вердикт милицейского начальства на первом просмотре не предвещал картине ничего хорошего. Народный фильм не получил ни одной награды. И поздний Говорухин говорил, что не считает «Место встречи» таким уж безусловным шедевром. В новой стране он все меньше уделял времени кино, но оставил за собой право на режиссерское высказывание. На этот раз без художественного вымысла.
В режиссере Говорухине заговорил Говорухин-политик. В начале 90-х он снял документальную трилогию — об ужасах реальной жизни. Потом пошел в депутаты. И вот он уже на заседаниях «Народного фронта» следит за выполнением государственных программ. Кто бы мог подумать — что в это же время Говорухин работает над ироничным фильмом по довлатовскому сборнику «Компромисс». Снимал не только про Довлатова. Отчасти про самого себя. Говорухин ведь тоже в молодости региональным журналистом был.
Еще в детстве, в поселковом доме культуры, он пытался разгадать тайну кино — заглядывая по ту сторону белого экрана. Но в своих фильмах Говорухин говорит без намеков. В его руках кинематограф стал беспощадно правдивым. Он застал и зафиксировал несколько эпох. И теперь навсегда оставил с этим своего зрителя.