Не стало настоящего человека — ушел из жизни Станислав Говорухин

610 0

Фото, видео: Пятый канал, Global Look Press

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Иначе как об искреннем режиссере, мужчине, политике, что бывает нечасто — о нем не говорят.

Один из немногих, кто жил, как хотел. а не как надо. Чуда не случилось. Накануне у Говорухина резко ухудшилось здоровье.  Врачи бросили все силы на то, чтобы спасти  его. Но 82 года, тяжелая болезнь. И теперь — только воспоминания. 

Он испытал чувство, о котором мечтает любой режиссер. Когда на всех телеэкранах идет твой фильм, и страна при этом «вымирает», даже во время повторов. Останавливается работа, общественный транспорт — пустой, в магазинах пропадают очереди, даже количество преступлений — резко снижается. Потому что «Место встречи изменить нельзя».

Этот «фильм поколений», разошедшийся на цитаты, и до сих пор бьющий все рейтинговые рекорды во многом «сделала» дружба Станислава Говорухина и Владимира Высоцкого. Спустя годы уже трудно проверить: кто именно и на какую роль предложил? Авторы сценария братья Вайнеры рассказывали, что Высоцкий видел в режиссерском кресле только Говорухина, а сам постановщик всегда говорил, что в роли Жеглова не представлял никого, кроме Высоцкого.

Говорухин потом не раз рассказывал: «Место встречи…» получился таким «настоящим», потому что все в съемочной группе помнили «антураж эпохи».  И режиссер вспоминал трудное послевоенное детство на Урале, безотцовщину и большое желание «реализовать себя в жизни». Он шел в кино долго: учился на геолога, работал на телевидении, потом поступил во ВГИК, и уже дипломной работой снял фильм «Вертикаль», прославивший и его, и его нового друга, Владимира Высоцкого.

— Мы снимали на леднике, в сложных обстоятельствах, выбрасывали актёров утром на вертолёте на ледник, и неизвестно, прилетит он за ним обратно или нет, назад добираться долго пешком, два дня, — рассказал однажды Станислав Говорухин.

Один из этих полетов на вертолете мог для Говорухина закончиться плачевно — машина врезалась в гору, но, к счастью, не взорвалась, а развалилась на куски, все пассажиры выжили. Тот день, 26-го июля Говорухин называл «самым счастливым в жизни»

Этот талантливый человек удивлял не только фильмами, каждое его появление в кадре тоже было событием. В культовом перестроечном фильме «Асса» он играет бандита Крымова, совсем скоро, в 90-е, такие типажи шагнут прямо с экрана в обычную жизнь россиян.

Говорухинские «Десять негритят»  по Агате Кристи тоже вызвали небывалый успех. Вообще же тема «поиска справедливости» и «возмездия» прослеживается почти во всех лентах режиссера. В начале 90-х он ушел из художественного кино в документальное. Его «Россия, которую мы потеряли»  и «Так жить нельзя», вызывали настоящую бурю дискуссий в обществе.

— Слушая Невзорова, я думал: какая бы версия ни была правильной: детектив ли это или обычное наше безумство, это все-равно ужасно! Вот жили люди, 900 человек, голодали, мучились, надеялись, умерли, не дождавшись светлого будущего, и, как и были при жизни для государства ничто, так и после смерти не заслужили даже памятника, — звучит за кадром голос Говорухина.

С 1993 года  он почти бессменно во всех составах Госдумы. Но и на парламентских каникулах в 99-м снял фильм «Ворошиловский стрелок», как сам говорил: «о российском графе Монте-Кристо из лихих девяностых».

— Старик мой, из фильма «Ворошиловский стрелок», во-первых, никого не убивает, а только совершает справедливое возмездие, абсолютно адекватное тому преступлению, которое совершено, ибо он выполняет роль судьи в данном случае, — отмечал  Станислав Говорухин.

И  экранные герои, и он сам — с неизменной трубкой, а также -  с кистью и мольбертом, с которыми не расставался долгие годы,  — нарисовали «картину жизни» сразу нескольких поколений советских и российских людей. С удивительной достоверностью и полной отдачей. Так же, как и сыграл свои «роли»  Станислав Говорухин  — и в кино, и в политике.