«Вечное возвращение»: не стало режиссера и сценариста Киры Муратовой

350 0

Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Вместе с ней ушла в небытие отдельная вселенная авторского кинематографа, в которой она была демиургом. Пятый канал вспомнил основные вехи ее творчества.

На 84-м году жизни скончалась режиссер и сценарист Кира Муратова. Как известно, Андрей Тарковский, главный небожитель советского кино, не жаловал большинство своих коллег по цеху. В обойме по-настоящему ценимых им режиссеров было всего лишь несколько имен: Алексей Герман, Отар Иоселиани, Александр Сокуров и Кира Муратова. На них и держался, по сути, костяк советского авторского кинематографа. 

Творческий путь Киры Георгиевной начался вскоре после окончания ею режиссерского курса во ВГИКЕ. Первые работы режиссера, снятые на Одесской киностудии, вполне вписывались в общепринятый канон соцреализма. Проблемы с цензурой начались после того, как Муратовой был снят полноценный дебют, "Короткие встречи" с участием Владимира Высоцкого и Нины Руслановой. Пронзительная история о любовном треугольнике вызвала раздражение у чиновников как неоднозначностью показанных в ней характеров, так и "маньеризмом" - сюжет то и дело прерывался воспоминаниями героев, нарушая хронологию. Фильм решено было положить на полку, устроив ему номинальный прокат на нескольких экранах страны, и "Короткие встречи" ждали своего зрителя до 1987 года.

Ту же судьбу разделила и следующая картина Муратовой, "Долгие проводы". После неоднозначного сотрудничества с Одесской киностудией режиссер уехала работать на Ленфильм. Звездный час настиг Муратову в разгар Перестройки, когда на экраны вышли ее ранние работы. В 1987 году "Короткие встречи" и "Долгие проводы" были отправлены на кинофестиваль в Локарно, где стали частью ретроспективы, посвященной впервые открытому за рубежом кинематографу Муратовой. 

Получив возможность работать вне цензурных рамок, режиссер стала ярким символом перестроечного кинематографа. Шокировавший публику "Астенический синдром" стал одним из самых ярких событий Берлинского кинофестиваля 1990 года, завоевав Специальный приз жюри, а также став лауреатом премии "Ника". Авторскую бескомпромиссность Муратовой довелось испытать на себе французскому продюсеру на производстве "Чувствительного милиционера" - после этого он зарекся работать с советскими режиссерами авторского кино. И все же статус классика не позволил Муратовой остаться на обочине кинематографа даже в условиях финансовой диктатуры, пришедшей на смену идеологической цензуре. Каждый фильм режиссера становился событием в мировом и отечественном кино. 

Главной музой постсоветского периода в творчестве Муратовой стала Рената Литвинова. Их плодотворное сотрудничество началось в 1994 году на съемках "Увлечений" и продолжалась вплоть до последней картины режиссера. На кинофестивале в Риме в 2013 году, представляя "Вечное возвращение", Муратова объявила об уходе из кинематографа. Закономерно то, что сюжетный мотив, использованный в "Коротких встречах", обыгрывается и в "Возвращении": в одной из сцен фильма любовный треугольник становится частью кинопроб. Таким образом Кира Георгиевна замкнула круг своего непростого, но яркого творческого пути.