В Сирии вновь открылись школы после войны
Фото, видео: Пятый канал
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
А российские вузы увеличили квоту для сирийских абитуриентов.
Российские вузы увеличили квоту для сирийских абитуриентов. В новом году на бюджетные места смогут поступить 500 человек из арабской республики. Десятки из них станут филологами и учителями русского языка, который потом смогут преподавать в своей стране. Тем более, что скоро педагогов будет не хватать. В Восточной Гуте после войны снова открылись школы. Соскучившиеся по учебе дети, возвращаются за парты. На одном из первых уроков побывал Станислав Григорьев.
По российским меркам на уроке Хибы Аддоры творится полный беспорядок. Но учительница терпеливо объясняет малышам азы иностранных языков. Семь лет в Харасте дети не ходили в школу. Они с трудом привыкают к дисциплине. Хиба просит лучшего ученика показать, что он усвоил. Как выяснилось – только слова приветствия.
- Привет! Встаньте, а теперь садитесь! Встаньте! Садитесь! (Малыш говорит нараспев, стоя за партой)
Но Хиба все равно довольна. Ставит любимчику хорошую отметку. А про себя рассказывает, что работает не за зарплату (она у Хибы чрезвычайно маленькая даже в сирийских фунтах), а за идею. Дети должны учиться, чтобы вырасти, найти хорошую работу и навсегда забыть про бедность и войну.
- Я живу не здесь, а в Дамаске и езжу в эту школу издалека, каждый день на транспорте. Раньше я жила в этом городе, но с приходом сюда боевиков мне пришлось оставить работу и вместе с семьей уехать. Это большое счастье вернуться к любимому делу и к детям. Я счастлива. Я счастлива, поверьте, - поясняет учительница.
Класс, в котором работает Хиба, один из немногих в этой школе. Другие помещения пока еще непригодны ни для каких уроков. Директор обещает: все это в скором времени будет исправлено.
- Смотрите, здесь еще предстоит много работы. В классе не стекло, все стены в следах от осколков и пуль. А вот тут вообще пробили стену насквозь, сделали бойницу! Будем делать ремонт! - рассказывает директор одной из сирийских школ.
В Сирии образование сейчас на первом месте по важности после военных действий. Чиновники понимают: если не возобновить уроки на освобожденных территориях, подростки, забывшие про книги, вырастут и возьмутся за оружие. Поэтому школы восстанавливают в первую очередь.
- Эта школа открылась 10 апреля, то есть мы работаем всего два месяца, но, поверьте, это немало в нынешних условиях. Государство дало нам учебники и мы немедленно начали работать здесь в этом городе, - рассказывает начальник отдела образования г. Хараста Ахмад Саид Рустом.
Вчерашние школьники, сегодняшние абитуриенты будут выбирать между несколькими университетами: в Алеппо, в Дамаске и в Латакии. Они в ходят в ассоциацию средиземноморских вузов, дают неплохое практическое образование, но этого все равно мало. Поэтому правительство придумало расширить выбор. Мы побывали на собеседовании, которое проходят лучшие студенты для того, чтобы попасть на учебу в Россию.
- Я училась на фармацевта, хочу и дальше учиться. И да, Московский университет. И Санкт-Петербургская академия, - делится впечатлениями на русском языке Катя Аль-Халиль.
Активный сторонник продвижения сирийцев в наши вузы - министр высшего образования Сирийской арабской республики Атеф Аль-Наддаф. В интервью с нами он легко перешел с арабского на русский. О своей учебе в СССР вспоминает с загадочной улыбкой.
- И какое самое яркое обучение от обучения в Советском союзе?
- Это вы должны спросить наши студенты, которые учились… Это отлично конечно была…. Время и учеба, которая помогает мне и помогала высшее образование в Сирии (произношение и грамматика автора сохранена - ред.).
Таким образом, цель ясна: с годами, путь от непоседливого школьника из разоренного боевиками города до рассудительного студента будут всячески сокращать. Но пока в разрушенной Харасте в классе Хибы Адорры, уроки все-таки идут в режиме военного времени – с перерывами на «побегать» и «покричать».
В конце этого замечательного урока (перебивка!) мы решили сделать групповое фото с этим классом и учительницей. Это оказалось непросто : собрать всех этих беспокойных детей и заставить смотреть вон туда… Ребята, улыбаемся!
А потом и вся школа захотела сделать общую фотографию. И нашему оператору пришлось спасаться бегством от шумных, но талантливых будущих студентов российских Университетов.