Удалось выяснить, почему петербургский Исаакиевский собор стал самым дорогим в Европе
Фото, видео: Пятый канал
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В истории строительства знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге, в прямом смысле слова, всплыли сенсационные подробности.
Возможно, объясняющие, почему творение Монферрана признано самым дорогим храмом Европы. Нашим корреспондентам удалось обнаружить утерянные 200 лет соборные колонны. По всей вероятности, они затонули во время переправки по Финскому заливу. Эксклюзивные кадры — в репортаже Светланы Бобруенко.
Очертания гигантских колонн появились на поверхности воды вместе с отливом. Мы стали первыми, кто может показать вам эти гранитные изваяния. Утраченные, предположительно, два столетия назад. Именно здесь находилась каменоломня, на которой изготавливали гранитные колонны. С помощью баржи камень должны были переправить в Петербург. Но, видимо, шторм помешал этим планам, и весь ценный груз ушёл под воду.
Поднять многотонные колонны, скорее всего, тогда просто не смогли. Труд мастеров, которые годами вручную отёсывали неподдающийся гранит, похоронили воды Финского залива.
Алексей Чистюнин, краевед: «Здесь очень хорошо видно, как прорубалась вручную штроба и остался фрагмент зубила, которым эту штробу пробивали».
И эта каменоломня — тоже открытие. Выходит, что монолитный камень в столицу везли с разных берегов залива. Теперь ученым предстоит доказать, что изваяния предназначались именно для Исаакиевского собора. О том, что колонны во время строительства были утеряны, в Исаакиевском соборе, конечно, знали. Но о том, что они нашлись, здесь от нас услышали впервые.
Нина Арютина, методист Исаакиевского собора: «Специалисты должны будут серьезно в этом разобраться. Я думаю, это будет открытие достаточно интересное. Колонны тонули, и это общеизвестный факт».
Открывшиеся артефакты сразу привлекли внимание ученых. Главный вопрос — что делать с культурным наследием и стоит ли поднимать колонны со дна?
Олег Лиховидов, советник главы администрации Выборгского района по архитектуре г. Выборга: «Это технически невозможно. При попытках достать, мы можем просто сломать колонны, потому что они на полметра вошли в ил».
Кроме того, под колоннами покоятся фрагменты деревянной барки. Точно такую же осенью нашли археологи, только перевозила она гранит для петербургских набережных. Теперь экспонат готовят к выставке. Дальнейшая судьба найденных колонн, пока не определена. Однако уже появились энтузиасты, готовые создать здесь, недалеко от Выборга, подводный музей. И тогда туристы — с борта катеров и яхт — увидят творения Монферрана, не доставленные в Петербург.