Правовой ликбез: Кто и как нас обвешивает

1 421 0
Правовой ликбез: Кто и как нас обвешивает

Фото: tassphoto.com

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

«Даунсайзинг» дословно переводится, как уменьшение размера. А на деле, ни что иное как очередной маркетинговый ход.

Причем, как это ни ужасно, абсолютно законный. Растительного масла, зачастую, в бутылке совсем не литр, а риса в пачке вовсе не килограмм. Внизу же написано: Масса нетто 900 гр. А то, что покупатель привык к ровным цифрам, так это, дескать, всего лишь его собственное заблуждение, не более чем наследие советских времен…

Фото: Пятый канал

Обратите внимание на упаковки продуктов из своей корзины, и вы убедитесь, что впору открывать книгу рекордов производственных хитростей. Чем-то похожим занялись в организации «Росконтроль». Их безусловный фаворит — ушлые молочники, которые заполняют пакет не до литра, а до нетривиальных 873 миллилитров. Об этом в интервью Пятому каналу рассказал Александр Борисов, сопредседатель союза потребителей «Росконтроль»:

Фото: Пятый канал

— Один производитель молока столичного региона, бренд, который с советских времен известен, бросается в глаза, производит молоко, где налито всего 873 миллилитров, то есть даже не 900, не 950, как мы уже начинаем привыкать, а 873, — возмущается эксперт.

Фото: Пятый канал

Удивительно, но даже настолько облегченные товары на прилавках не залеживаются. Потому, что прежде покупателя слишком долго приучали: в пачке такого объема — настоящий литр. А в такой, по размеру, фасовке — полноценный килограмм. В лучшем случае покупатель проверяет срок годности. И только самые внимательные, уже дома при взгляде на упаковку поймут, что им недолили и недосыпали. Обвесили, — можно сказать только условно. Действия того же сахарного завода, который фасует свою продукцию по 900 гр — его личное дело. И магазины, которые такой товар на продажу берут, тоже ни при чем. О том, что так в законе написано Пятому каналу рассказал председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и Анатолий Аксаков:

Фото: tassphoto.com

— Важно только, чтобы это надлежащим образом было отражено и на ценнике, и на самой упаковке, что вот за такую-то цену, которая раньше была для большего объема, теперь продается меньший объем, — прокомментировал законотворец.

Фото: tassphoto.com

Допустим, вы среди прилавков. Берете бутылку молока. С соседней полки — упаковку сметаны, пачку творога. Хлеб, куда же без него. Прибавим по пакету риса, гречневой крупы, ну, и яблочный сок, пожалуй. Итого, сумма на кассе — 358 рублей. С учетом, что в каждой упаковке чуть меньше, чем должно быть, переплатить придется почти 20%. То есть, в случае конкретного чека, — чуть более 70 рублей. 

 

Видео: Пятый канал

И отдельно, для понимания того, как радуются, например, молочники, когда вы берете с полки такой вот, «неполноценный лит», приводим в действие «калькулятор даунсайзинга». В привычный всем пакет молока вместо 1 литра наливаем 870 миллилитров. Ни от кого ничего не скрывая, честно, мелким шрифтом указываем эту цифру на упаковке. С тысячи литров (примерно такова производительность одной линии за смену) получаем 1149 пакетов с молоком. Из них 149 —  «лишних», «сэкономленных». Они появились в процессе этой «оптимизации». Разницу тоже продаем ритейлерам. Если на заводе таких линий десять, то в день производитель имеет 1490 упаковок «сверх нормы». В году 365 дней, а пакет, допустим, продается по 60 рублей, тогда тогда дополнительная прибыль за год составит 32 631 000 рублей. Неплохо?

Фото: Пятый канал 

Вот так даунсайзинг приносит производителям миллионы. Точнее покупатели добровольно отдают им деньги за то, что недосыпали и недолили. Эту коварную арифметику даже обманом потребителя назвать нельзя. Все по обоюдному согласию. Законы рынка в действии. Такой точки зрения, например, придерживается Сергей Календжян, декан Факультета «Высшая школа корпоративного управления» РАНХиГС при Президенте РФ:

Фото: Пятый канал

— Должна быть свобода как у продавца, так и у покупателя. Покупатель не обязан покупать продукцию в этой упаковке. Он может пойти в соседний магазин и купить другой товар. То есть, покупатель голосует рублем, — комментирует специалист.

Фото: tassphoto.com

В соседнем магазине на полке те же «недолитры» и «недокилограммы».  И только «голосованием рублем» за честный литр мы можем как-то повлиять на рынок.

Виталий Втулкин, Анна Долгарева