Неполезная «полезная овсянка». Как маркетологи создают мифы на века

6 138 0
Неполезная «полезная овсянка». Как маркетологи создают мифы на века

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Нас запугивают холестерином. Внушают, что антиоксиданты подарят бессмертие. Заставляют завтракать кашей. Мы готовы выложить любые деньги за якобы полезные продукты. Не подозревая, что здоровая еда может оказаться всего лишь брендом, придуманным маркетологами. Какие-то из них уже так, в буквальном смысле, приелись, что уже и не вспомнить, как раньше полезными их отнюдь не считали.

Сначала была манка

Про неё говорили: «Полезная и питательная», — но она оказалась обычной пустышкой. По сути, это мелко дробленая пшеница. Хорошо разваривается, — фактически булка. Манная каша была коронным блюдом послевоенного Советского Союза. Вознёсенная на вершину популярности не за свои свойства, а за дешевизну. Главный продуктовый миф далёкого прошлого, оставшиёся с нами, кажется, навсегда. Затем с гастрономического пьедестала манку сместила другая крупа — овсянка!

Фрагмент из т/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», реж. И. Масленников, Киностудия «Ленфильм», 1981 год

Овсянка, сэр!

Чтобы продукт, якобы, обладающий целым набором полезных свойств, витаминов, фосфора, железа, магния и, конечно, полезных антиоксидантов, казался престижным, его вкушали даже знатные особы. Помните, как ее подавал Бэрримор из легендарной «Собаки Баскервилей»? Овсянка и её питательные свойства так стремительно вознеслись на Олимп продуктовой славы, что её пользу приняли за аксиому. И вот, уже никто не задумывается — стоит ли на самом деле есть её каждый день? В интервью Пятому каналу врач-гастроэнтеролог Артур Бернацкий дал ответ на этот вопрос:

«Овсяную крупу можно есть 2-3 раза в неделю. Всё дело в фитиновой кислоте, которая поступает в организм вместе с крупой или хлопьями. Она не даёт усваиваться кальцию. А если в рационе мало сыра и молока и много бобовых, то о нормальном уровне кальция можно вообще забыть. Это приводит к тому, что происходит обеднение кости. Кость становится более хрупкой. В медицине это называется остеопороз. Или более мягкий вариант — остеопения, когда костная ткань становится более хрупкой».

Фото: Пятый канал

Миф о том, что овсянка обладает безоговорочной пользой — настоящий Клондайк для маркетологов. Стремительно делая бизнес не только на тренде «здоровая пища», но и на бешеном ритме жизни, они наперегонки выпускают  красочные пакетики с кашей быстрого приготовления. Не просто бесполезной, а по-настоящему вредной. Эти каши содержат сахар, ароматизаторы, усилители вкуса, хотя позиционируются как продукт здорового питания. Непоколебимая уверенность потребителя, что день надо начинать с овсянки, сделала своё дело— маркетологи, похоже, ещё долго будут выкачивать деньги из любителей якобы здоровой пищи. Об этом в интервью рассказал маркетолог Юний Давыдов:

«Маркетолог так рассуждает: покупатель существо простое, ему не нужны полутона, ему нужны чёткие краски, однозначные приказы. Вот, извините, жёсткий пример: есть пастух, а есть стадо — вот маркетологи чувствуют себя пастухами. Маркетинг, по определению, это лёгкое оболванивание, лёгкое манипулирование, иногда жёсткое манипулирование. В данном случае, это тот пример, когда ничего страшного не происходит, людей не отравляют, людям не причиняют вред, если не говорить о том, что люди вынуждены платить чуть больше денег. Они и раньше эти продукты потребляли, только они не знали, что это здоровые продукты и платили меньше, сейчас, поскольку есть понятия „здоровый“, „экологически чистый“, — есть и доплата».

Фото: sostav.ru

Схема оболванивания потребителя

Точно такая же схема работает и с антиоксидантами, о них все слышали, но никто не видел. И этим пользуются производители. Хотя на самом деле мы сталкиваемся с ними каждый день в любом гипермаркете. Это всего лишь витамины, содержащиеся во фруктах и овощах — антиоксиданты всех времён и народов. Настоящую войну ведут поставщики натуральных продуктов и те, кто внушает нам ужас перед овощами и фруктами. Пестициды, химические удобрения, нитраты. Особо доверчивые бегут в аптеку заменять одну химию на другую. Синтетические витамины популярны уже ни один десяток лет. Перед тем, как их купить, обычно с врачом не советуются. Пытаясь обогатить организм антиоксидантами, потребитель и не подозревает, что всё делает наоборот. Об этом в интервью рассказала нутрициолог Наталья Жапова:

«В природе 8 разновидностей витамина Е. И все они играют важную роль и дают мощную защиту, являясь одним из основополагающих антиоксидантов. А синтетический витамин Е выполняет прооксидантную роль, он является сам по себе окислителем».

Фото: Пятый канал

Западные учёные то и дело пугают: антиоксиданты провоцируют развитие рака, антиоксиданты не способны замедлить старение,  антиоксиданты — это миф.  Но фарминдустрия делает на этом бренде огромные деньги вопреки доводам рассудка. Однозначного ответа о необходимости постоянного приёма антиоксидантов на сегодняшний день нет, вред это или польза  — нет такого однозначного ответа, — говорят диетологи. 

 

Фото: tassphoto.com

«У вас высокий холестерин»!

Но самая зловещая история случилась, пожалуй, с холестерином. От одного только этого слова сердце уходит в пятки у доброй части населения. И вот уже свинина залёживается на прилавках. Кардиолог Елена Кобелева рассказала, как маркетологи делают из холестерина врага № 1. 

«Холестерин — не побочный продукт производства, он организму нужен для определённых целей и, если говорить упрощённо, холестерин и жирные кислоты участвуют и в построении клеточных мембран, в образовании иммуноглобулинов, то есть защитных сил организма, участвуют в образовании половых гормонов. Все эти ярлыки — всего лишь незатейливый маркетинговый ход. Вкупе со стремлением сделать из холестерина главного врага здорового образа жизни эффект получается впечатляющий».

Фото: Пятый канал

Продуктовые мифы — одни из самых эффективных. Они — спекуляция на самом естественном желании человека — узнать секрет вечной молодости. И главный инструмент тут —  желание получить мгновенный эффект. Пусть и за деньги, но зато без всяких усилий. А так — не бывает.

Юлия Сеферинкина


Новости партнеров


Новости СМИ2