26 апреля — Международный день интеллектуальной собственности

26 апреля — Международный день интеллектуальной собственности

Фото: Green Chameleon/Unsplash

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

26 апреля — Международный день интеллектуальной собственности. И чем больше появляется новых видов этой самой собственности, тем сильнее давит на правообладателей проблема пиратств — в России и мире.

Скандалы вокруг авторского права разгораются регулярно. Причем происходит это во всех странах мира со времен этого самого права появления. Воротилы музыкальной сцены, киноиндустрии, телевидения и писательского дела судятся друг с другом не щадя себя. Для кого-то на кону миллионы, для кого-то — собственный престиж. Все это обильно сдабривается шумихой в прессе и, порой, самым настоящим шоу.

Белка Скрат

Предметом долгих судебных разбирательств, например, стала белка из мультфильма «Ледниковый период». Нью-йоркская художница Айви Суперсоник заявила, что именно она придумала этого персонажа еще в 1999 году, а компания 20th Century Fox украла у нее идею. Надо сказать, что претензии свои Айви предъявила еще до выхода мультфильма в прокат. У нее были все шансы доказать свое авторство, но суд решил иначе.

Белка СкратБелка Скрат. «Ледниковый период 2: Глобальное потепление». Режиссер: Карлос Салдана, 2006 год.

Пират-монополист «Фаргус»

В 90-х был подан один из самых курьезных исков — о нарушении своих авторских прав заявила компания «Фаргус». Юмор в том, что сама компания довольно свободно обращалась с чужой интеллектуальной собственностью: они записывали переводы зарубежных компьютерных игр на русский язык и продавали их на дисках. Производителям игр, разумеется, процент они не отчисляли и даже не ставили их в известность.

Так вот, компания возмутилась тем, что какие-то другие студии тоже переводят иностранные игры и продают их под логотипом «Фаргуса». Иск, правда, был отклонен.

Прозрение Юлии Шрамм

В Германии пираты как-то тоже возмутились нарушением своих авторских прав. Там есть Политическая пиратская партия — общественное движение, выступающее за свободу информации и распространение любых произведений в свободном доступе. Возглавляет ее Юлия Шрамм, которая пришла в политику в возрасте 20 лет.

Когда ей было 26, она написала книгу «Кликни меня. Признания интернет-эксгибиционистки». И тут-то и выяснилось, что идеалы Юлии были актуальны до первого созданного ею произведения. Книга начала хорошо продаваться и единомышленники Юлии стали ее копировать, распространяя в интернете. Начинающая писательница неожиданно возмутилась. Вместе с издательством она стала преследовать пиратов.

Политик Юлия ШраммПолитик Юлия Шрамм. Фото: flickr.com/korbinian_polk

Мнение российских исполнителей

Впрочем, на самом деле у творцов нет единого мнения относительно пиратов. Основатель группы «Чиж & Со» Сергей Чиграков, например, утверждает, что без пиратов он бы не познакомился со многими малоизвестными в Советском Союзе западными рок-группами и не стал бы тем, кем стал.

«Благодаря пиратам я узнал массу интересной музыки. Я считаю это очень большим плюсом. Я не думаю, что какая-нибудь группа, которая выпустила одну пластинку в 1963 году, сильно потеряла в деньгах от того, что я об этом узнал», — отметил он в интервью Пятому каналу.

По мнению Сергея, таким образом музыка становится доступной. А материальные потери — не главное.

«Тут ведь такой вопрос: для чего ты пишешь? Если ты пишешь для денег, тогда да, тебе будет бить по карману, наверное. А если ты пишешь так… Для того, чтобы это услышала масса людей, то это здорово», — говорит Чиграков.

Сергей Чиграков («Чиж & Co»)Сергей Чиграков («Чиж & Co»). Фото: globallookpress.com

А вот певица и светская львица Катя Лель придерживается иного мнения:

«В нашей стране этот беспредел, мне кажется, никак не остановить. И тратить свою энергетику и свое здоровье на это бесполезно, к сожалению.

Это все, конечно, сильно скажется на артисте, потому что это мошенничество чистой воды. Но люди, позволяющие себе такие беспредельные вещи, не понимают, что за это нужно нести ответственность», — прокомментировала звезда шоу-бизнеса.

Катя Лель.Катя Лель. Фото: globallookpress.com

Об авторском праве в России XIX века

На Западе закон, закрепляющий права автора за его произведением, появился еще в 1710-м, в России — всего на сто лет позже. Это было связано с государственной монополией на книгоиздание в Российской Империи, которая была отменена только при Александре I. В 1816-м появился указ правительства об обязательной проверке права издательства на печать произведения и первый закон о патентах — с тех пор изобретатель мог иметь исключительное право пользоваться своим изобретением.

Александр I и Николай I.Александр I и Николай I. Коллаж Пятого канала

А потом появился и закон о самом авторском праве — «О сочинителях и издателях книг». Было это в 1828-м, уже при императоре Николае I. Согласно этому уставу текст рассматривался как благоприобретенное имущество автора, на которое он имел всю жизнь исключительные права, а после его смерти они на 25 лет переходили к наследникам. Примечательно в законе то, что он впервые в России признавал права собственности автора на его произведения.

Интеллектуальная собственность сейчас

Сейчас объектами авторского права являются не только книги, но и музыкальные, хореографические и драматические произведения, объекты архитектуры, дизайна, фотографии, изобразительное искусство, а также топографические карты, базы данных и программы для компьютера.

Возможно, кого-то это удивит, но проблема авторских прав касается вовсе не только звезд эстрады, кино или большой литературы. По непроверенным сведениям, на отечественных интернет-ресурсах зарегистрировано больше миллиона пользователей, которые выкладывают там свои прозу и стихи. И вообще, каждый человек за свою жизнь производит массу интеллектуальной собственности, которую другие воруют. Только не все об этом догадываются.