Петербургский день фестиваля «Усадьба jazz» — что особенного?
Фото: instagram.com
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Традиции джаза и усадьбы встретились в одном ограниченном пространстве. Так Елагин остров на день стал местом паломничества поклонников особенной музыки — джаза, фолка, рока, живой и электронной, в исполнении начинающих, но талантливых и признанных мировых звезд. «Усадьба jazz» прошел в Санкт-Петербурге и передал эстафету Конаково на Волге.
Чтобы сразу закрыть тему погоды: да, это Петербург, поэтому весь фестивальный день лил дождь. Он начал накрапывать, как только президент «Усадьбы jazz» Мария Семушкина объявила об открытии, и с попеременным успехом шел до самого конца. Но еще в начале, организаторы мероприятия без зонтов успели рассказать о главной немузыкальной идее фестиваля.
Мария Семушкина: «В этом году наш фестиваль проходит под эгидой экологии. Эта идея пришла мне в голову не просто так. Потому, что в наше время стоит об этом говорить, активно включать людей в экологическую ситуацию, в экологическую политику, доносить какие-то очень важные смыслы. И мы выступаем за чистоту мысли, за чистоту музыки, за чистоту природы»
Люди, которые посещают подобные мероприятия, знают, что время от времени музыканты, чиновники и бизнесмены объединяют усилия ради какого-то хорошего дела или благой цели. В год экологии, с разрешения администрации ЦПКиО им. Кирова и при участии фонда «Экокультура», было принято решение о совместной символической акции. Теперь традиционное фестивальное пространство еще и под Росприроднадзором.
В особом представлении, по мнению организаторов, в этом году нуждается ВИА «Пролетарское танго», красиво исполняющий ретро-шлягеры. У коллектива есть и собственные сочинения. В основном это пронзительные песни о любви, но все же больше всего публике нравится интерактивное исполнение знакомых мелодий, в оригинальной джазовой манере. Открытие прошлого года — коллектив «Пролетарское танго» заявил о себе на конкурсе молодых исполнителей в Сочи. Между прочим, местный, петербургский ансамбль, который вывели к свету москвичи.
Дмитрий Караневский, фронтмен ВИА «Пролетарское танго»
Главную сцену фестиваля, так называемый партер организаторы позволили себе устроить на Масляном лугу, по которому в обычный день даже ходить не разрешается. А 29 июля — всего один день в году — на зеленой траве стоят, сидят и даже лежат гости «Усадьбы jazz». И очевидно, это не самодеятельность — у однодневного фестиваля есть официальное разрешение от дирекции ЦПКиО им. Кирова.
Фото: instagram.com
Масляный луг, — доминанта Дворцово-паркового ансамбля. Еще в XVIII веке он использовался для праздников и гуляний. При Елагине луг был превращен в партерный сад, засаженный цветами. Росси и Буш полностью уничтожили регулярную планировку, заменив ее огромным полем со свободными, плавными контурами. С северной стороны луга Росси компонует служебные корпуса, декорируя их как парковые павильоны, которые он размещает так, чтобы ощущение монументальности возрастало от здания к зданию по направлению ко дворцу. Вокруг Масляного луга была проложена «Каретная дорога» в три сажени.
Здесь же, на Масляном лугу работали площадки партнеров: дизайн маркеты и фудкоры, — в общем-то, традиционные спутники любого хорошего фестиваля. Это взаимовыгодное партнерство существует в первую очередь ради гостей мероприятия, ведь всем хочется, чтобы от наслаждения музыкой не отвлекал голод, жажда или другие естественные потребности организма.
Кстати, в этом году особой популярностью пользовались дождевики и, надо отдать должное партнерам Усадьбы jazz, — к своим обязанностям они отнеслись не формально, действительно проявили заботу о людях. Елагин остров пестрел разноцветным непромокаемым материалом с эмблемами и рекламными слоганами. Кстати, многие компании раздавали дождевики бесплатно, за участие в конкурсах или квестах. Как говорится, мелочь, а приятно.
Видео: instagram.com
Кстати, еще две сценические площадки — с обратной стороны Елагиноостровского дворца (с видом на Среднюю Невку) и во дворике Конюшенного корпуса — пользовались не меньшей популярностью. Несмотря на дождь (о погоде невозможно забыть, поскольку именно дождь не подмочил репутацию фестиваля, а, напротив, только подчеркнул, что «Усадьба jazz» любим и популярен), о котором на острове помимо прочего говорили абсолютно все. Это — петербургская особенность, но в рамках фестиваля далеко не единственная. Оказывается, есть еще и музыкальные отличия.
Мария Семушкина: Именно в Петербурге у нас в этом году очень интересная этническая программа. И вообще, музыканты из очень разных уголков нашей планеты приехали сюда специально на фестиваль «Усадьба jazz». Это и солнечная Бразилия, и Тунис, это музыканты из Индии, это музыканты из США. Традиционно складывается так, что фестиваль в Петербурге, во-первых, ничем не уступает московскому: и по популярности, и по количеству аудитории. И, конечно же, мы стараемся отдать дань петербургским музыкантам.
Легендарный коллектив «АукцЫон» не нуждается в представлении. Однако, всегда приятно отмечать, что музыканты очень тепло относятся к поклонникам своего творчества, всегда приветливы и дружелюбны. Активно идут на контакт, не отказывают и в общении, и в «селфи».
Олег Гаркуша, солист группы «АукцЫон»: Мы не то, чтобы выбираем, — нам интересны нетрадиционные фестивали. Где не только один рок, скажем так, — а наша музыка. Ведь группа «АукцЫон», — это не совсем рок, нас при желании можно назвать и джазовым коллективом, который впитал в себя фолк, рок, панк«.
Усадьба jazz проходит в Петербурге уже шестой год подряд и за это время каких только звезд не было на этом оpen-air. В этом году хедлайнером фестиваля стал музыкант из США. Гитарист Джон Скофилд (John Scofield) — двукратный лауреат премии „Грэмми“, в том числе и этого года в номинации „лучший инструментальный джазовый альбом“. Еще будучи подростком, он выступал на сцене Карнеги-холла с известнейшими музыкантами, а 29 июля вышел в люди на Масляном лугу, на фоне Елагиноостровского дворца. Говорят, что многие поклонники его творчества и, в целом, музыкального искусства, не могли поверить своим глазам. А уж бесподобное исполнение феноменального гитариста…
Видео: instagram.com
Джон Скофилд также известен своими музыкальными экспериментами с электронным звучанием. В партере „Усадьбы jazz“ он выступил вместе с коллективом Uberjam band.
Видео: instagram.com
Уже по традиции фестиваль в Северной столице закрылся под звуки фейерверка. Москва-Екатеринбург-Воронеж-Санкт-Петербург. Впереди еще две фестивальные площадки: в Конаково на Волге и в Сочи.
Мария Семушкина: „Усадьба jazz“, — это фестиваль, в названии которого, казалось бы, два несовместимых понятия. Но мы объединили усадьбы и джаз и, тем самым, заложили очень интересную традицию. Мы наполняем новой энергией старинные пространства. Это те пространства, которыми Россия должна гордиться. В Москве, — это усадьба „Архангельское“, прекрасный Юсуповский дворец с парком. В Екатеринбурге — усадьба Харитоновых-Расторгуевых. В Воронеже — дворец Ольденбургских. Мы находим удивительные места, где, как мне кажется, царит гармония и изысканность.
В таких местах, по мнению организаторов, особенная музыка джаз звучит особенно… Вот уж, действительно не поспоришь. С этими особенными людьми, которые не только разбираются в джазе, но и открывают для широкой публики новые имена и чувства. И не стоит сомневаться, что следующее лето наступит очень скоро.
Елена Норкунайте