Мессенджеры под надзором! Почему? Зачем? И как это будет?

229 0

Фото: Jrnlst.ru

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В последний день весенней сессии Госдума в третьем чтении приняла закон о регулировании мессенджеров. Теперь все мобильные приложения для обмена мгновенными сообщениями и владельцы этих сервисов будут под своеобразным присмотром Роскомнадзора. Для чего это было сделано? Как это будет работать? И к чему всё это приведёт?

Ещё задолго до утверждения нашумевшей инициативы, раздавалось много, в равной степень громогласных, возгласов «За» и «Против». Высказывались и представители компаний-разработчиков мобильных приложений, и руководители сотовых операторов, и IT-специалисты, и доморощенные «диванные» эксперты всех мастей.

Фото: Forum-dag.ru

Причём, представители, вроде бы, одной стороны постоянно противоречили друг-другу в своих высказываниях. Госдума же, напротив, заняла единую позицию по этому наболевшему вопросу. О том, почему именно проблема регуляции мессенджеров в последнее время стала так актуальна, мы напомним дальше.

Фото: Tumen.kp.ru

Законотворцам пришлось досконально изучить все, высказанные экспертами, мнения и комментарии и как следует потрудится над созданием некоего жизнеспособного алгоритма функционирования своей инициативы. Чтобы новый закон был не «на бумаге», а реально работал. В итоге, получилось следующее:

    Понятие «мессенджер» теперь будет иметь официальный статус и соответствующее описание. Чтобы компания разработчик могла выпустить на рынок новый мессенджер, она должна будет его официально зарегистрировать. И этот продукт должен соответствовать определённым требованиям к качеству. Мессенджеры будут «привязаны» к телефонным номерам пользователей. Позаботиться об этом должны будут сотовые операторы. Для большинства мессенджеров, кстати, это и так неотъемлемая часть алгоритма их работы, так что в жизни пользователей мало что изменится. Компании-владельцы мессенджеров будут обязаны ограничить передачу сообщений, содержащих противоправную информацию по требованию Роскомнадзора в течение суток, с момента поступления такого требования. Речь здесь идёт именно о потенциально опасном, преступном контенте. Например, о материалах связанных с педофилией, так называемыми «группами смерти», терроризмом… То есть, со всем тем, что в представлении любого нормально человека и в любом цивилизованном обществе, является безоговорочным злом. По инициативе госорганов, в соответствии с законодательством Российской Федерации, компании-владельцы мессенджеров будут обязаны иметь возможность организовать передачу электронных сообщений правоохранителям. И тут, кстати, опять ничего не изменилось. Согласно закону об оперативно-розыскной деятельности, в установленном законом порядке, телефон подозреваемого в терроризме, например, и так могли поставить на «прослушку». Мессенджеры же, всё это время, оставались своеобразной лазейкой для злоумышленников. Новый закон просто приравнивает эти сервисы к остальным средствам телефонии. Что, собственно, логично.

Почему закон о мессенджерах стал так актуален именно сейчас?

Такие страшные события, каждый человек, которого они не затронули, старается поскорее забыть… Но давайте заставим себя вспомнить и проанализировать…

Лондон, Париж, Брюссель, Петербург… Взрывы, расстрелы, автомобильные тараны… Кровь, боль, скорбь… И каждый раз в центре трагедии оказывался неприметный человек, прохожий, за которого и глаз не зацепится… И каждый раз, потом, когда уже слишком поздно, всплывали килобайты и мегабайты переписки этого «неприметного» и становилось понятно, как постепенно, медленно, но верно, день за днём, человека превращали в террориста…

Фото: weacom.ru

Сепаратисты, террористы, джихадисты всех мастей, терпя потери в зонах боевых действий и контртеррористических операций, видно поняли, что очень уж это неприятно, когда над головой кружат всевидящие беспилотники, песок под ногами взрывают пули и осколки, а дороги патрулируют солдаты – они же и убить могут. Куда безопаснее и эффективнее запугивать, истязать и убивать тех, кто слабее, кто не вооружён, кто не сможет ответить – мирных граждан в мирных городах.


Последствия терактов в Петербурге, Лондоне, Париже и Брюсселе
Коллаж: Пятый канал

Мировая война с терроризмом постепенно смещается из «зелёнки» горных кишлаков и пещер в мегаполисы. Война становится невидимой. А террористы берут на вооружение современные технологии и наработки оперативно-агентурной деятельности.

«Тихие гавани» и «спящие агенты»

Эти два технологических приёма, хоть понаслышке, да знакомы каждому, кто хоть раз прочитал роман о спецслужбах и холодной войне или посмотрел фильм о Джеймсе Бонде. Смысл такой: тихий скромный человек живёт себе, живёт, пока вдруг, не прозвучит приказ. И тогда берёт он, например, огнетушитель, начинённый подшипниками и взрывчаткой, и спускается, например, в метро… В последний раз…


Коллаж: Пятый канал

Только как террористам заполучить в своё распоряжение такого тихого, скромного раба, готового на всё? Прошедшие спецподготовку в тренировочных лагерях боевики для таких целей не подходят. Они слишком приметны. Офицер-профайлер в крупном аэропорту или в зале мониторингового центра за считанные минуты, по походке и манере двигаться, по отточенным движениям, по выражению лица и глаз вычислит опытного бойца. Подойдёт к нему пара сержантов, спросить документы… А там, сомнения в подлинности паспорта, всплывший в памяти фоторобот, отпечатки в базе … Рискованно!


Коллаж: Пятый канал

Куда надёжней найти, завербовать, обучить, выдрессировать неофита с кристально чистой биографией! Который никогда не вызовет подозрений! Студента, работягу, вдову… Как это сделать? Ответ для террористов у каждого под рукой – в лэптопе на столе, в смартфоне в руках – соцсети!

Затянутые в виртуальный мир и втянутые в реальную войну

Всё то, что разработчики мессенджеров и соцсетей с такой любовью и заботой создавали для нашего комфорта и удобства, оказалось вполне пригодно и ДЛЯ НИХ – террористов.

Системы двойного сквозного шифрования и защиты данных, рассылка, возможность создания групп и сообществ, удобный дружественный интерфейс и даже смайлики – всё, как оказалось, можно призвать на службу деструктивной пропаганде!


Коллаж: Пятый канал

Кирилл Лихачёв, политолог:
«Были даже такие игры, которые так или иначе пропагандировали идеи джихада путем того, что, мол, вы играете как воин джихада и убиваете неверных».

Согласно объединённым данным контртеррористических ведомств, во всемирной паутине насчитывается около 10 000 сайтов, практически всех действующих международных террористических и экстремистских организаций. Счёт их аккаунтов в соцсетях идёт на сотни тысяч. Их отслеживают, вычисляют, находят, блокируют, но они снова появляются, как грибы после дождя.

Сейчас уже официально установлено, что теракт в Петербурге был полностью скоординирован эмиссаром ИГИЛ*, находившимся на территории Сирии. Все переговоры, явки, пароли, маршруты, сроки, схемы обсуждались в мессенджерах «Telegram» и «WhatsApp». Возможно, вы, ничего не подозревая, ехали в один из дней в одном вагоне с террористом Джалиловым, когда он ещё только обсуждал свои планы с непосредственным руководителем.


Коллаж: Пятый канал

Информационное оружие в руках террористов

Мы живём в XXI веке! И все блага цивилизации доступны и тем, кто цивилизован несколько меньше остальных! Десятки и сотни справочников, учебников и руководств по НЛП, SMM, коучингу, тимбилдингу и PR доступны для приобретения, скачивания, изучения и террористам тоже! И они эти знания с успехом применяют!

Всё в том же Петербурге, сразу после теракта, правоохранители пресекли целую серию дезинформационных вбросов, целью которых было усугубить панику, напугать, психологически растоптать горожан. То же самое было и в Париже, и в Лондоне, и в Брюсселе.


Фото
: digital-rg.mirtesen.ru

Агитация, радикализация, проще говоря, вербовка и зомбирование будущих агентов – отдельный пункт в работе террористов. Начинается всё, как завещал нам великий Дейл Карнеги, с «искреннего интереса» о собеседнике. Слово за слово, появляется встречный интерес к идеалам вербовщика, и вот, «рыбка уже на крючке». Вербовщики отрабатывают свои деньги. Посылают своих «подопечных» на смерть. А сами остаются в тени и в безопасности. Вернее, пытаются…

Контрмеры

Антитеррористические службы о методах террористов знают и одерживают победы в борьбе с ними.

    Подрыв общественного транспорта Чергизовым в 2015 в Москве не состоялся – задержали. Подготовка множественных терактов Джамалхановым, Сафроновым и Балаевым в 2016 была пресечена. Обучавшийся взрывному делу в Сирии Евлоев был задержан в Германии. Запасавшегося оружием и армейским снаряжением Икмарова задержали в подмосковных Мытищах.

И всякий раз выяснялось, что каждого из задержанных эмиссары вербовали и инструктировали через «Telegram», «WhatsApp», «Skype» или «Viber».

Почему именно через них? Да потому, что серверы с перепиской и данными пользователей находятся за рубежом. А владельцы иностранных дата-центров прибыль ценят значительно выше нашей с вами безопасности и крайне неохотно идут на сотрудничество с правоохранительными органами.

Евгений Сатановский, востоковед, экономист, политолог:
«Когда идет борьба с терроризмом, Ваша частная жизнь заканчивается. Заканчивается тайна вкладов и переписки. Потому что приходится отслеживать тех, кто дает террористам деньги».

В США и в странах ЕС мессенджеры уже давно взяты государственными органами на своеобразный контроль. О цензуре или о «большом брате» речь здесь не идёт. Их просто приравняли к остальным средствам телефонии. Американцы и европейцы прекрасно понимают, что сделано это для их же безопасности, а не в попытках покусится на демократию, их свободу или частную жизнь. Они не путают свободу с анархией и вседозволенностью.

На фоне всего этого, психологический и социальный аспекты, наверное, немного блекнут, но всё равно остаются. Мессенджеры должны были дать нам свободу, а в каком-то смысле поработили. Вспомните об этом, когда как-нибудь вечером просидите весь ужин с близким человеком, не перекинувшись и словом и не оторвавшись от дисплея.

Фото: vk.com

Исследования показали, что мы, похоже, стали зависимы от своих телефонов. Вместо того, чтобы кому-то позвонить, мы отправляем ему сообщение. Вместо того, чтобы собраться с друзьями и рассказать о своем отпуске, мы выкладываем фотографии в соцсети. Это сокращает время личного взаимодействия, к которому мы все стремимся, как социальные существа. И мы становимся рабами своих смартфонов, соцсетей и мессенджеров.

Что же касается принятого депутатами закона, то теперь ему предстоит пройти одобрения Советом Федерации и президентом. 

* Запрещённая в России экстремистская организация

Подпишитесь на наш Telegram канал! Только нужные новости и полезная аналитика в кратких подборках утром и вечером.