Кто и как шьёт алые паруса: главный секрет волшебной феерии

1 624 0

Фото: архив Пятого канала

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В повести-феерии Александра Грина «Алые Паруса» Артур Грей отыскал в лавке алый шёлк, в который и облачился галиот «Секрет». Съёмочная группа одноименного фильма тоже использовала шёлк: тот самый, из которого шили пионерские галстуки. Но книга и фильм — совсем не то же самое, что реальность. Производство парусов для брига «Tre Kronor», который в этом году станет звездой праздника, уже седьмой раз, дело хлопотное и ответственное.

Паруса на шведском «Tre Kronor» решили поменять в прошлом году. Ни что не вечно – вот и ткань, которая служила кораблю пять лет выглядела уже без былого лоска. Фейерверки, пиротехническое шоу и знаменитая петербургская погода – дождь и ветер – изрядно поизносили алый символ надежды.

Бриг «Tre Kronor» под алыми парусами
Фото: архив Пятого канала

Сергей Тимошков, консультант брига:
«Мы идем в зоне салюта. Ткани легкоплавкие, и когда на ткань попадает частичка горячая, она просто прожигает. Обратите внимание, здесь полное табу на сигареты – любая искра сделает дырочку».

Сергей Тимошков, консультант брига «Tre Kronor»
Фото: архив Пятого канала

Для новых парусов закупили 1000 квадратных метров парусной ткани. В профессиональной мастерской по производству парусов наряд для корабля моделировали на компьютере. А раскраивали с помощью плоттера – высокоточного принтера и ножниц в одном приборе. Ещё недавно всё это вынужден был делать мастер, ползая по полу и расчерчивая сотни метров ткани. Теперь производство почти полностью автоматизировано. Но вот собирать полотнища всё равно приходится вручную. Все швы на ткани сделаны зигзагом – это обеспечивает большую прочность и равномерное распределение нагрузки. На пошив таких парусов уходит больше недели.

Пошив алых парусов в парусной мастерской
Фото: архив Пятого канала 

Паруса для «Tre Kronor» шили по той же технологии, по которой шьют паруса для выхода в открытое море. Отличий всего два. Это цвет: настоящий паруса алыми не бывают, и сама ткань – паруса для праздника значительно тоньше.

Алые паруса на бриге «Tre Kronor»
Фото: архив Пятого канала

Сергей Тимошков, консультант брига:
«Если во время праздника будет идти судно, и налетит порыв ветра, в стесненной акватории времени на уборку не будет. Чтобы не снести мосты и мачты, паруса должны порваться».

Бриг «Tre Kronor» в акватории Невы
Фото: архив Пятого канала 

В Неву корабль заходит под белыми парусами. Причём не под всеми, экипаж поднимает только треть из них. Если полностью поднять паруса сильный ветер может развернуть судно и вывести его из фарватера реки. Менять облачение на алое экипаж начинает сразу же, как приходит к месту стоянки – причалу Морского порта. Под всеми парусами корабль идёт только во время праздника и то не самостоятельно. Сценарий шоу расписан по секундам, так что специалисты используют механическую тягу, чтобы скорость корабля была стабильной. Уже после завершения праздника паруса снова меняют на белые и в следующий раз экипаж поднимет алые паруса только через год.

Бриг «Tre Kronor» входит в акваторию Невы
Фото: архив Пятого канала 

Сергей Тимошков, консультант брига:
«Открою вам маленький секрет. Как-то раз, когда праздник уже завершился, мы двигались вверх по течению Невы именно под алыми парусами. Уже вне сценария. Для себя. Это было потрясающее ощущение. Вы бы видели, как на нас все глядели!..»

Фото: архив Пятого канала

Но есть в Петербурге корабль, который стоит под алыми парусами круглый год. В музее «Гранд Макет Россия» бриг поселился в прошлом году, когда Пятый канал подарил выставке отрез той самой ткани, из которой шили новый наряд для «Tre Kronor». Модель галиота «Секрет» спускали на искусственную воду так же торжественно, как спускают настоящее судно. Она дополнила вид на самое сердце Петербурга: макеты Стрелки Васильевского острова, Биржи, Ростральных колонн и Петропавловской крепости. Именно в этом месте ежегодно и проходит праздник выпускников «Алые Паруса».

Юлия Сеферинкина