Три года власти Порошенко. Маниакальная любовь к запретам как основной политический вектор

126 0

Фото: Фото: flickr.com

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

«Запретить!» — это слово кажется девизом нынешнего президента Украины. Любовь «шоколадного короля» и лидера Незалежной к запретам на всё, что хоть как-то связано с Россией, советским прошлым или инакомыслием принимает порой довольно странные формы.

Кибервойна

Начнём с недавнего. Пожалуй, больше всего за последнее время народ – как российский, так и украинский – был ошарашен выпадом Порошенко против российских соцсетей, поисковиков и софта. 17 мая президент Украины подписал указ о расширении санкций в отношении России. На этот раз под «каток» попали 468 юридических лица, среди которых оказались компании «1С», Mail.Ru Group, «Яндекс», а также социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Этот указ ударил не только и даже не столько по «неугодным» компаниям и сайтам, сколько по украинским юзерам. Как выяснилось, около 300 тысяч украинских фирм пользовались различной продукцией от «1С» в своей работе. Речь идёт о бухгалтерских программах, софте для торговли и т. п. Заменить всё это европейскими или местными аналогами, мягко говоря, непросто. Дело в том, что программное обеспечение от таких гигантов, как Microsoft, IBM, SAP и TotalSoft стоит огромных денег и просто не по карману коммерсантам Украины.


Фото: flickr.com

В то же время, никто не подумал о людях, чьи бизнес и работа завязаны на популярные российские соцсети. А таких на Украине, как выяснилось, многие тысячи. В то же время, сами неугодные организации не слишком расстроились из-за случившегося. Так, в Mail.Ru Group, получив новость от восточных соседей, не стали даже корректировать финансовые прогнозы. А вот сотрудников украинского отделения Mail.Ru руководители предложили перевести в российские офисы. Об этом гендиректор компании Борис Добродеев рассказал изданию «Коммерсант».

Несмотря на глубокий шок, в котором оказались украинские пользователи и провайдеры, правительство Порошенко ничуть не растеряло энтузиазма за прошедшие после подписания указа три недели. Несколько дней назад на свет появилась новая соцсеть - Ukrainians. Чисто украинский ресурс по плану должен полностью заменить «ВКонтакте» и «Одноклассников» для украинцев. Создание сайта началось почти сразу после введения запрета на русские соцсети. Правда, разрабатывали его, по данным СМИ, совсем не украинские, а канадские программисты.

Но, несмотря на такое «подношение» от властей Незалежной, все рекорды скачиваний в онлайн-магазинах мобильных приложений уже третью неделю кряду бьют программы-анонимайзеры, позволяющие украинцам беспрепятственно посещать «запрещённые» сайты и соцсети.


Скрин: Пятый канал

Остров Украина

Кроме интернета, антироссийским «санкциям» подверглось и украинское телевидение. Накануне, 6 июня Порошенко подписал указ о введении языковой квоты на местном ТВ. Теперь 75% новостей, передач и прочего телевизионного инфопотока на Украине будет на украинском.


Фото: flickr.com

Отдельного разговора заслуживает политика Порошенко в отношении чисто физической связи между Россией и Украиной. Во время правления Петра Алексеевича Украина обособилась от своего «большого брата» максимально. В октябре 2015 года было прекращено авиасообщение страны с Россией – по инициативе украинского правительства.

А сейчас в стране на полном серьёзе обсуждается возможность прекратить и железнодорожное сообщение с Россией, также полностью. По слухам, пассажирские поезда могут перестать ходить на Украину уже с 1 июля. Эту инициативу украинский политолог Олег Соскин в беседе с журналистами назвал «безумным и неадекватным» шагом.

Правда, Пётр Алексеевич почему-то совершенно не спешит «обособить» своё государство от остатков российского экспортного газопровода в Европу, давление в котором на выходе после транзита через Украину оказывается ощутимо ниже, чем на входе из России. Объяснять причины таких «утечек» глава Незалежной тоже не спешит.

Георгиевские путы

Нужно признать – не все указы и заявления Петра Алексеевича больно бьют по его собственному народу, заставляя простых людей расхлёбывать последствия законотворчества «шоколадного короля» и платить за него собственной гривной. Иногда они лишь оскорбляют честь и достоинство определённого слоя населения. А случается, что просто вызывают улыбку у здравомыслящих людей.


Фото: flickr.com

В своей войне против советской истории Украины Порошенко бросает силы на самые «острые» проблемы своей страны. Среди таких проблем – георгиевская ленточка. Пётр Алексеевич твёрдо уверен, что именно она связывает по рукам и ногам украинский народ, не давая ему забыть о советском прошлом и интегрироваться в Европу. Чтобы навсегда избавиться от чёрно-оранжевых пут, которые считаются на Украине «элементом российской пропаганды», президент готов подписать закон о запрете георгиевской ленточки на территории своей страны. Об этом сам Порошенко заявил в мае на праздновании Дня памяти жертв политических репрессий.

Ранее георгиевская ленточка уже была объявлена «элементом нон-грата»: в середине мая на Украине ввели штрафы за её ношение. Если на улицах Незалежной вас заметят с этим аксессуаром, вам придётся теперь заплатить от 850 до 2 500 гривен (1800-5000 рублей). К слову, 2,5-3 тысячи гривен – размер зарплаты многих украинцев, так что рисковать простой народ вряд ли решится.


Фото: flickr.com

Вместе с «элементом пропаганды» в опалу попал и сам День Победы. 9 мая уже несколько лет на Украине происходят беспорядки: националисты и сторонники скорейшей интеграции страны в Европу срывают праздничные шествия, калечат ветеранов и совершают другие хулиганские действия. В 2017 году в Киеве члены организации украинских националистов забросали участников акции «Бессмертный полк» сырыми яйцами и дымовыми шашками. А в Запорожье хулиганы решили дискредитировать акцию, придя на марш с портретами персонажей сериала «Игра престолов».


Фото: 061.ua

Ночные кошмары президента

Отдельного разговора заслуживают яркие и нетривиальные высказывания Порошенко. По ним можно заметить, что у главы Украины неспокойный сон, который, видимо, часто прерывают кошмары. Пётр Алексеевич говорит то о крокодилах, то о страшных длинных щупальцах – и всё, конечно, в контексте России. В своей речи 19 апреля, во время выступления в Королевском Институте Международных Отношений в Лондоне Порошенко процитировал Черчилля, соотнеся образ крокодила, нарисованный американским политиком, с образом России.


Коллаж: Пятый канал

«Черчилль сказал в январе 1942-го: «Каждый надеется, что, если он достаточно накормит крокодила, крокодил съест его позже других». Есть одно место, где эти слова особенно актуальны, – это Украина, и этот крокодил, которого многие хотели бы покормить, чтобы он не съел их сегодня, – это Россия», – заявил Пётр Порошенко.

А в конце мая «конфетный правитель» Украины в материале для издания Politico заявил, что «щупальца Кремля тянутся к горлу ключевых столиц Европы». При этом Порошенко, как это сейчас модно, обвинил Россию в кибератаках и призвал европейские страны не отменять санкции.

Не даёт лидеру Незалежной покоя также вопрос исторического и геополитического величия Украины. Так, после слов Владимира Путина о том, что отношения России и Украины начались задолго до Петра I, с Анны Ярославны, дочери Ярослава Мудрого, которая стала супругой Генриха I и королевой Франции, Порошенко просто взорвался праведным гневом. Он заявил, что российский президент пытается похитить у Украины её великую европейскую историю, ведь Анна родилась в Киеве – Москвы тогда не было ещё и в помине. Признать тот факт, что у России и Украины всё-таки общая история, Пётр Алексеевич оказался не в силах.

Нужно отметить, что любовь к запретам не всегда проявляется у украинского лидера в нужном месте и в нужное время. Например, в середине мая глава Украины призвал руководителя Европейского Парламента Антонио Таяни запретить депутатам этого органа поездки в Крым и в Донбасс. Порошенко яростно осудил парламентариев, которые посещают «оккупированные» территории без уведомления об этом украинского правительства.


Фото: flickr.com

В целом, создаётся ощущение, что главное направление деятельности нынешнего лидера Украины – не промышленность, сельское хозяйство или поддержка бизнеса, не наука, образование или культура, а бесконечная война с мифическим чудищем под названием «российская угроза». На эту борьбу тратятся невероятные силы и ресурсы. Но, может, быть, это лишь типичный «кризис трёх лет», когда ребёнок противоречит всему, что связано со взрослым, и часто ведёт себя капризно, агрессивно и даже не вполне адекватно? Если так, то остаётся надеяться, что украинский народ всё же сможет пережить младенческий кризис своего лидера.

Маргарита Звягинцева