Красота по-советски: какими модными мы были!

1 154 0
Красота по-советски: какими модными мы были!

Фото: Пятый канал

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Накануне первомайской премьеры на Пятом канале ностальгического фильма «Красота по-советски» с Михаилом Боярским в роли ведущего мы вспомнили о моде за железным занавесом.

Ветер перемен

50-60-е в СССР – годы открытий. В толпе мешковатых нарядов «хрущевской оттепели» начинают мелькать модные фасоны и их носители. Ветер «тлетворного влияния» подул с Запада в 1956 году, когда в Москву прилетел знаменитый шансонье Ив Монтан с женой Симоной Синьоре.


Ив Монтан и Симона Синьоре в Москве, 1959
Фото: mail.ru

Французы мгновенно покорили всех элегантными парижскими нарядами. Образ «поющего пролетария» удивителен для тружениц СССР. Он стильно одет, а на досуге гуляет по Красной площади в обнимку с очаровательной спутницей. Об одном из концертов приезжего мачо вспоминает переводчица Надежда Нечаева: 

«Небольшой концерт Монтан дал в обеденный перерыв рабочим ЗИЛа. Сцена – два грузовика, на одном из которых стоял рояль. Вокруг, насколько хватало глаза, теснились женщины. Когда мы возвращались с завода, на глазах жены Монтана были слезы от вида фабричных женщин, одетых в одинаковые спецовки и вынужденных работать наравне с мужчинами».

Фестиваль молодежи и студентов в 1957 году в Москве выделяет из «серой массы» стиляг: прически-коки, шузы на «манной каше», лаковые ботинки, попугаистые расцветки курток и носков, брюки-«дудочки», галстуки-«селедки». Несмотря на перемены, культура модно одеваться не приветствуется, а стиляги наказываются по статье 58 УК СССР «за антисоветскую деятельность».


Коллаж: Пятый канал

Зеркало моды – кино

Западный «look» проникает в Союз через киноэкраны: в фильме «Карнавальная ночь» 1956 года Людмила Гурченко играет в платье от «Диора».


Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь», 1956
Фото: megogo.net

В 60-е железный занавес вновь приоткрылся: «иконами стиля» для русских девушек становятся актрисы Элизабет Тейлор, Софи Лорен и Джина Лоллобриджида, а на улицы шагнули женщины в мини-юбках, с прическами «бабетта».


Элизабет Тейлор, Софи Лорен и Джина Лоллобриджида
Коллаж: Пятый канал

После фильма «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо на пике моды – прическа-кокон. Для стройности конструкции некоторые даже прячут в копну бидончик и скрывают его начесом.


Брижит Бардо и плакат фильма «Бабетта идет на войну», 1956
Коллаж: Пятый канал

«У нас была учительница, носившая прилизанные на пробор волосы и две тоненькие косы, уложенных кольцом. Вдруг она пришла в школу со здоровенной «бабеттой» на голове. Тогда мы поняли, что скоро все изменится!» – вспоминает Татьяна Толстая, писатель.


Причёски «кокон» и «бабетта»
Коллаж: Пятый канал

В 1960-е года актуален лаконизм, как бы сейчас сказали, стиль «кэжуал». Синтетические ткани (нейлон, кримплен, винил, лайкра), итальянские плащи «Болонья», прославленные Аленом Делоном в фильме «Рокко и его братья». Плащ из синтетики так популярен, что каждая девушка мечтает, чтобы он висел в ее гардеробе. Хитовый дождевик даже запускают в массовое производство.


Ален Делон и Анни Жирардо в фильме «Рокко и его братья», 1960
Фото: newsmov.org


Тот самый плащ «Болонья»
Фото: feedburner.com

Вскоре армия модниц берется за разработку рецептов красок для волос. Каштановый оттенок дает смешение хны и басмы. Осветлиться можно отваром из луковой шелухи, а радикально блондинистый цвет требует уже экспериментов с перекисью водорода. В это же время зрелые дамы отливают причудливой синевой: они красят голову чернилами.

Главный тренд – мини-юбка. Дерзкую новинку громят в журнале «Крокодил», на собраниях пропесочивают нескромных комсомолок, но модницы все равно нещадно обрезают юбки и даже проникают в кино. В фильме 1968 года «Семь стариков и одна девушка» актриса Светлана Савёлова вышагивает в откровенном мини.


Мода 60-х
Коллаж: Пятый канал

Дефицит, осуждение, попытки управлять модой, не останавливают красоток: они кроят по вырезкам из западных журналов, рассекречивают приёмы звёзд с обложек и создают «лайфхаки», умудряясь шить сарафаны даже из мужского нижнего белья.

«Платья шились из занавесок, павлопосадских платков, иногда даже из мужских маек, которые перекрашивались», – замечает Татьяна Веденеева, диктор советского ТВ.


Татьяна Веденеева
Фото: teatr-bilet.ru

Романтичные 60-е возбуждают вкус к моде. За ними приходит новое бурное десятилетие.

Звездные 1970-е

Погоня за красотой принимает характер помешательства. Желанные вещи – сапоги-чулки, водолазка, платья цыганских расцветок, наряды в клетку, искусственный мех, блузоны и батники – нарасхват. Спорт дарит новые силуэты одежды. Но на самой вершине – джинсы, официально поставляемые из Индии и Болгарии, а крутые лейблы приобретаются на черном рынке за месячные зарплаты, и, конечно – повсеместно властвует клеш. Даже подростки «клешат» школьную форму, повторяя присказку: «По ночам в тиши – я строчу «клеши!».


Фото: infourok.ru

«Мы шили себе «клеши» невероятных размеров. Материал обязательно – либо крупный, либо мелкий вельвет. Мне тетка всегда говорила: «хватит подметать асфальт в Ленинграде!», – делится Виктор Салтыков, певец.  


Коллаж: Пятый канал

Еще один тренд – появление в СССР своих кумиров, диктующих стиль. К концу 70-х в моду вошли меховые шапки благодаря героине Барбары Брыльски из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!».


Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или с легким паром!», 1975
Фото: theplace2.ru

«70-е – это триумф польской моды! Работали магазины польской одежды, трикотажа, косметики. Самое главное – существовали прекрасные актеры и певицы, задававшие стиль. К примеру, Эдита Пьеха. Она пела с польским акцентом, одевалась интересно на общем фоне, одним словом, выглядела иностранкой», – отмечает Александр Васильев, историк моды. 


Эдита Пьеха
Фото: photoshare.ru

Звезды кино, эстрады и телеэкрана сами зачастую сталкивались с большими сложностями. Прекрасному полу, чтобы соответствовать звездному статусу, приходилось творить чудеса.    

«Я помню, что у меня была из занавески юбка в красную полоску и блузка с гигантским вырезом. Я даже в этом наряде появилась на обложке журнала «Радио и телевидение», – вспоминает Татьяна Веденеева.

«Мой первый самый любимый костюм для выступления, который мне сшили – розовый фрак. Потом я только узнала – из чего он был сшит. Это была ткань для бюстгальтеров!», – удивляет Анна Вески, народная артистка Эстонии.


Анна Вески
Фото: livejournal.com

70-е – начало эпохи Аллы Пугачевой. Рядовые длинные юбки, батники, платья из ГУМа – на старте карьеры она выглядит как все. Стать той самой Примадонной Алле помог «русский Карден» – Вячеслав Зайцев. Это он придумал ей – фирменное платье-балахон. Образ пришелся по вкусу многим, а вскоре женщин захватила страсть к химической завивке волос под «Аллу».


Алла Пугачёва на обложке журнала «Советский Союз», 1979
Фото: fan-club-alla.ru

Дискотечные 80-е

80-е – ломка стереотипов и устоев, время эксцентрики и новой романтики, желание выделиться балансирует на грани карикатуры. В моде царит вычурный стиль и буйство красок: в поведении, в одежде, аксессуарах, макияже! 

Культовые вещи – брюки-бананы, а с середины 80-х на кухнях в отбеливателе варят джинсы. Аляповатые «варенки» – прикид в белых разводах – носят поп-группы, молодежь с окраин и первые бизнесмены. На экране и улице – калейдоскоп бунтарских причесок: начесы, длинные челки, мелированные пряди, залитых лаком. Вместе с модой на аэробику приходят полосатые шерстяные гетры и лосины.


Фото: hodor.lol

«Это были времена группы «Мираж» – они выходили с начесами, и наши девчонки тоже начесы делали. А у нас у пацанов была модная стрижка «брейк» – не все парикмахеры справлялись. Они не успевали за модой. Когда появлялись новые прически – все парикмахеры учились друг у друга их делать», – добавляет Денис Майданов, певец.


Группа «Мираж»
Фото: hodor.lol

А в конце 80-х русскоязычная версия журнала «Burda Moden» (ФРГ) производит решительный выстрел в женские сердца. Наши дамы официально приобщаются к красивой буржуазной жизни. Публикуемые в журнале фотографии моделей, нарядов, выкройки – теперь доступны всем.


Выпуск журнала «Burda Moden», 1989
Фото: livejournal.com

Предпоследнее десятилетие 20-го века – период, когда мода достигает своего гротескного пика, чтобы, перешагнув через 90-е, возможно, навсегда разбиться об отсутствие дефицита и рыночные фэшн-сегменты: коллекции кутюрье, дизайнерские реплики, маркетинг торговых марок.

Дмитрий Моисеев

Подписывайтесь на Пятый канал в соцсетях


Новости партнеров


Новости СМИ2