Наскальные рисунки под Хабаровском могут исключить из списка наследия ЮНЕСКО

171 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

А это значит, что древние рисунки могут быть утеряны навсегда. И всё из-за бюрократической волокиты.

Наш корреспондент Алексей Збарский убедился, что камни точит не только вода Амура, но и обычная бумага.

Под этими сугробами на берегу Амура скрывается культурно-историческое достояние России и всего человечества. Это петроглифы Сикачи-Аляна – рисунки на валунах, выбитые примерно 14 000 лет назад древними художниками. Один из редких примеров, когда плоскому наскальному изображению пытались придать объём.

Артур Ласкин, заведующий сектором археологии "Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края": «Именно для Сикачи-Аляна такой особенностью наскального искусства являются такие вот объёмные личины, которые выполнены на схождении двух или трёх граней. На других объектах наскального искусства такого мы не наблюдаем». 

Ещё в советское время петроглифы получили статус памятника союзного, а теперь и федерального значения. В 2003 году они попали в предварительный список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Но с каждым годом шансы попасть в основной список уменьшаются.

Артур Ласкин, заведующий сектором археологии "Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края": «В предварительном списке ЮНЕСКО памятник не может находиться вечно. Постоянно заседания комиссии рассматривает какое состояние, что делается в отношении этого объекта, который номинирован в список ЮНЕСКО. Если ничего не происходит на протяжении многих лет он может быть исключён из этого списка».

Сикачи-Алян – своеобразный памятник. Валуны находятся на берегу Амура, часть рисунков постоянно скрыты, некоторые появляются время от времени, течение переносит камни на сотни метров. Рисунки разрушаются и во время ледоходов, но систематическая работа по их сохранению и содержанию не проводится. Собственник археологического памятника – государство – передало полномочия субъектам федерации. Но в местных бюджетах такие траты не предусмотрены.

Аркадий Шиповалов, заместитель начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края: «И на исполнение этих полномочий федерация, согласно федеральному закону, обязана выдавать федеральные субвенции. На объекты археологии, а объекты археологии все находятся в категории федерального значения, субвенции не выделяются. Но это не беда нашего края, они не выделяются по всей стране».

Только на подготовку документации для номинирования в основной список ЮНЕСКО необходимо более 4 миллионов рублей. Не считая собственно затрат на благоустройство территории и поддержания её круглогодичной доступности. Свой вопрос – кто должен платить, мы адресовали федеральному ведомству – подразделению Министерства культуры России. 

Александр Мартынов, руководитель Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу: «Тех денег, которые можно было бы получить именно на объекты археологии — это деньги на изучение. То есть там невозможно получить деньги на содержание этого объекта. На содержание объекта денег никто никогда не даст. У нас содержанием объекта занимается хозяйствующий субъект».

В итоге поиски того, кто должен платить привели нас в администрацию села Сикачи-Алян, на территории которого находится большая часть валунов с рисунками. Годовой бюджет поселения 1 400 000 рублей. 

Нина Дружинина, глава сельского поселения Сикачи-Алян: «В части финансирования мне было предложено подписать договор, где указано, что я должна свои собственные средства использовать для охранных мероприятий. Но ввиду их отсутствия, я подписала с протоколом разногласий и дописала с помощью юриста, что это дело собственника».

В результате, поддержанием порядка на территории уникального памятника археологии, занимаются местные школьники по просьбе главы посёлка. А тем временем выяснилось, что деньги на содержание петроглифов не выделяются, потому что памятник до сих пор не оформлен местным подразделением Росимущества. То есть, фигурируя во всех списках Министерства культуры и пребывая в реестре особо ценных объектов, государственной собственностью по всем правилам всенародное достояние и общечеловеческая ценность пока не является.

Тут существует 2 пути: либо Росимущество определяет памятник в государственную казну и выбирает управляющую компанию, которая за федеральные деньги берёт на себя весь фронт работ, либо то же Росимущество закрепляет петроглифы за профильным федеральным учреждением, скажем, за соответствующим отделением Российской академии наук. Однако, по неизвестным причинам за все эти десятилетия минувшие, ничего сделано не было. И поэтому управление Минкульта России по Дальневосточному округу обратилось в прокуратуру — чтобы уже там нашли какое ведомство и в чём конкретно недоработало.