Рынок поддельного искусства в России приобретает угрожающие масштабы
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Количество работ лже- Шишкиных и Айвазовских в разы превышает музейные и частные коллекции. Львиную долю липовых полотен привозят из-за границы, причём со всеми полагающимися документами.
Бороться с круговой порукой продавцов и экспертов всё сложнее. И вот на помощь пришёл специальный справочник, изданный в Москве. Черный список подделок изучила наш корреспондент Ксения Некрасова:
- Сюжет видите? Мостик. Привезли в Россию и уже без мостика. Он исчез, чудесным образом растворился.
Никакой магии. Ловкость рук и ... сплошное мошенничество. Легким движением руки работа малоизвестного датчанина Безена, превращается в картину корифея русского пейзажа Владимира Орловского. Добавить пасеку, поставить подпись и кто докажет, что новоявленный миру шедевр принадлежит кисти вовсе не прославленного художника? Ведь даже экспертиза подтверждает!
Владимир Рощин, автор каталога подделок: «Там доктора наук. Картина снабжается настолько документами, которым нельзя не верить. На самом деле все это фуфло, просто подделка, которую на Западе покупают и за взятки, как я предполагаю, подтверждается».
И таких липовых полотен набралось аж на целый каталог. 700 картин, общую стоимость которых покупатели оценили в 100 миллионов долларов! Но по факту, рассказывает автор «черного сборника» Владимир Рощин, каждая работа едва ли до 2 тысяч евро дотягивает. Все это – живопись неизвестных европейских художников. А вместе с тем сырье для производства «шедевров» Коровина, Шишкина и Левитана.
Владимир Рощин, автор каталога подделок: «Есть термин - перелицовка. На европейском аукционе покупается картина за несколько тысяч, привозится в Россию, переподписывается, реставрируется, что-то удаляется».
Например, этот дом на берегу моря. Вместо него поддельщики изобразили православных храм, приписав авторство Саврасову. Тем самым увеличив цену почти в сто тысяч раз!
Ставка на неизвестных европейских художников понятна, говорят эксперты. Большинство наших мастеров живописи учились именно на Западе, а значит, все, что остается нечестным на руку арт-дилерам, лишь подобрать схожий стиль. Остальное дорисуют сами. Причем с таким мастерством, что и на глаз не отличишь.
Фёдор Захаркин, исполнительный директор Научно-исследовательского независимого Центра экспертиз им. А.Бенуа: «Подделки достигли такого уровня, что без проведения мощного анализа невозможно понять, где подделка, где подлинник».
Впрочем, порой качество подделки даже уровень экспертизы превосходит. Картину Бориса Григорьева «В ресторане» Андрей Васильев приобрел за 250 тысяч долларов. Но жемчужиной в коллекции одного из самых дорогих портретистов России начала XX века работа так и не стала. Несмотря на безупречный провенанс, который так же оказался фальшивкой.
Андрей Васильев, коллекционер: «Эта вещь была подделана с эталона, который находится в Государственном Русском Музее. Совершенно случайно выяснилось, что до того, как я ее купил, они попытались получить на нее московскую экспертизу».
По словам юристов, сложность таких судебных процессов - доказать корыстный умысел. Продавцы ссылаются на экспертов - мол, это ведь они дали ложное заключение о «несомненной музейной ценности». Искусствоведам, в свою очередь, и предъявлять по факту нечего. Мнение ведь частное - ошиблись, с кем не бывает.
Никита Семёнов, юрист, специалист по сделкам с предметами искусства: «Акцент делается при издании каталога, что все эти картины подтверждены экспертной оценкой. Эксперт несет ответственность только в пределах стоимости своей работы, то есть экспертная стоит 50-100 рублей, и если эксперт ошибся, он должен вернуть деньги».
Появление «девятого вала» подделок началось в 2000-х. За это время, сформировалась настоящая высокохудожественная прачечная. Одного только Айвазовского на рынке в 10 раз больше реальной численности картин художника.
Этот сводный каталог мог бы стать настоящей художественной сенсацией. Ведь картины, представленные здесь, никогда прежде известны не были. Оттого и спрос на работы был слишком высок. Уникальные псевдошедевры пополняли частные коллекции и даже галереи. А значит, где гарантия, что и на вашей стене, висит не подделка?