Европейскому союзу исполнилось 25 лет

96 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Он задумывался как новый политический проект, который должен был объединить разные культуры, экономики и народы. Но мечта о великом и сильном альянсе совершенно разных государств, судя по всему, так и осталась мечтой.

Сначала внутренние проблемы, а потом и внешние стали постепенно разрушать зарождавшееся объединение всего Старого света. И нынешний юбилей у жителей европейских государств особой радости уже не вызывает. Наш корреспондент Вадим Хуланхов о грустном дне рождения Евросоюза.

Четверть века назад Европа вступила в новую эпоху. Всего шесть государств – Франция, Германия, Бельгия, Италия, Нидерланды и Люксембург создали, как тогда казалось, сказку под названием Евросоюз.

Юрий Борко, главный научный сотрудник Института Европы РАН: «Европа стала зоной мира, ушло в прошлое противостояние двух злейших врагов – Франции и Германии – они стали лидерами интеграции. Произошла полная реформа всей общественной системы».

Единая валюта, единая экономика, открытые границы, общий рынок, а в перспективе – единое правительство, единый парламент и одна на всех Конституция. То о чём люди мечтали веками, наконец-то сбылось. Но счастье оказалось недолгим. Чем больше стран вступало в Евросоюз, тем труднее становилось управление огромным монстром.

Штефан Боллингер, политолог: «Многие государства думали, что ЕС, как экономическая структура, принесет им быстрый и большой экономический рост и зажиточность, что оказалось очень ложным ожиданием. С вступлением в ЕС были поставлены определенные политические условия безопасности, которые поступали из США, такие как вступление в НАТО. Об улучшении жизни народа в этих странах, на самом деле, мало кто заботился».

Объединить под одной крышей почти три десятка стран с разным уровнем дохода, привести их экономики к общему знаменателю оказалось непосильной задачей для Евросоюза. Внешний долг Греции всего за несколько лет вырос до 324 миллиардов евро, страна оказалась на грани банкротства. И ровно пять лет назад впервые прозвучало слово «Грексит». Объединенная Европа перестала казаться монолитом.

Александр Рар, политолог: «Этот политический союз должен был стать в ближайшие годы, десятилетия, Соединенными Штатами Европы. Все об этом мечтали, всё шло к тому и вдруг сейчас полный крах этой идеи. И, конечно, политики задумываются, как это могло произойти».

Два года назад Европа утонула в потоке беженцев. И это вызвало серьезные разногласия между лидерами стран, входящих в Евросоюз. Не все готовы были распахнуть двери и гостеприимно встретить десятки тысяч чужаков с Востока. Кто-то выдвигал Брюсселю ультиматум, кто-то и вовсе запер границу, вопреки просьбам Европарламента. Те страны, что всё-таки приняли беженцев, теперь вынуждены решать сложнейшую, возможно, уже и неразрешимую задачу. 

Юрий Борко, главный научный сотрудник Института Европы РАН: «Проблема мирного сожительства и адаптации мусульманского населения к условиям Западной Европы – это проблема социальная, это проблема культурная, это проблема религиозная – это на много десятилетий».

На европейскую экономику мигранты, перебравшиеся в Европу с Ближнего Востока и севера Африки, трудится, разумеется не будут – они получают приличные пособия, позволяющие не думать о поисках работы. Но среди стран ЕС есть такие, из которых можно выжимать всё до последнего – хватит и на мигрантов, и на развитие экономики Германии или Франции.

Штефан Боллингер, политолог: «Германия больше всех извлекла свою выгоду от создания ЕС, а такие страны как Греция, Португалия, Испания несут тяжелую ношу финансовой несправедливости, которую на них накладывает Германия и ее большие концерны».   

Мощным ударом по престижу ЕС стал выход из Союза Великобритании. И это совсем не было похоже на «Грексит» которым в 2012 году Афины грозили Брюсселю. Оптимисты до последнего не верили в то, что англичане откажутся от жизни в большой европейской семье. Отказались. И их пример стал заразительным.

Штефан Боллингер, политолог: «Мы наблюдаем центробежное движение в ЕС и ему будет очень сложно сохранить свою прежнюю форму. После таких событий как «брексит» и победа Трампа, даже страшно представить, что еще может грозить этому, уже ослабленному, Европейскому Союзу».

Свое 25-летие Евросоюз встречает в не самой лучшей форме. Провалы в экономике, политические разногласия, потеря ориентации без исчезающей поддержки Вашингтона, серьезно подорвали здоровье юбиляра.  Но союз еще держится – очередной эксперимент по созданию одного государства из нескольких продолжается.