Семейные побои исключают из списка уголовных преступлений

373 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Депутаты Государственной Думы во втором чтении приняли законопроект о декриминализации побоев. Тот самый, который переводит семейное насилие из разряда уголовных преступлений в статус административных правонарушений.

Правда, в том случае, если такой проступок совершен впервые. О том, как важно провести четкую градацию, наш корреспондент Олег Кузьмичёв.

Михаил Тутубалин убегает от нас, вероятно, домой. Хотя там его не очень-то и ждут. Глава семейства затерроризировал жену и троих детей. Ремень и кулаки – его излюбленные методы воспитания. Семейный конфликт дошел до суда, но тот решил Михаила отпустить, отправив на исправительные работы.

Людмила Тутубалина, супруга Михаила Тутубалина: «Его выпустили, он идет домой, что думаете? Что я думаю – ужас! Да, конечно, лучше бы его посадили. Он понимает только голую силу. С чем я сейчас столкнусь? Кого я сейчас увижу?».

Сейчас Людмила надеется развестись с мужем. Она в числе тех 15 тысяч женщин, которые ежегодно страдают от домашнего насилия – и это только официальные данные, понятно, что на практике всё гораздо страшнее. И в последнее время казус в законодательстве позволял домашним тиранам действовать еще жестче. С прошлого лета за легкие побои в семье установили уголовную ответственность. И за поставленный синяк или подзатыльник новый закон отправляет под арест, при этом за более тяжкие преступления можно обойтись штрафом и исправительными работами. Как говорится, хотели как лучше, а вышло – вот так.

Вячеслав Володин, председатель Государственной Думы РФ: «Тот, кто обижает, понимая это, может просто идти умышленно на нанесение больших увечий, и, причиняя больший вред здоровью, потому что за это меньше наказание. То есть это реально брак, брак при принятии законопроекта».

Эту ошибку законодатели обнаружили и теперь ее исправляют. Ведь, действительно, абсурд получается. Если вас стукнул посторонний человек на улице – это сфера административного права, а если ударил родственник – уже уголовного, наказание за которое, кстати, может повлечь и лишение родительских прав.

Анатолий Кучерена, адвокат, член общественной палаты РФ: «У кого нервы спокойные, и человек уравновешенный, он может словесно пожурить ребенка и все. А кто-то может выйти на крыльцо школы и дать ему шлепок, подзатыльник. И что – за это этого родителя нужно в тюрьму отправлять? А куда ребенка? А если один родитель воспитывает ребенка, что мы тогда будем делать?».

Несоразмерность наказания – это то, что стало главной причиной исправления 116-й статьи Уголовного кодекса о побоях. Идею поддержали и многие родители. Ведь, сохранить семью, если при первом же конфликте кого-то отправят за решетку – вряд ли получится. Вот типичная ситуация. 

Анна Кисличенко, общественный деятель, правозащитник центра «Иван-чай»: «Она вызывает полицию, чтобы как-то себя подстраховать, усилить, проучить вот этого мужа. Потом все это – примирение и все договорились. Сейчас будет какая ситуация, она вызывает полицию, если она говорит, что он на меня нападает – заводится уголовное дело и все, мама с этими детьми остается один на один».

При этом нельзя сказать, что декриминализация легких побоев – своего рода индульгенция семейным тиранам. За повторное нарушение или причинение вреда здоровью – уже все-таки последует уголовное дело. И вот тогда можно получить реальный срок. С тем, что наказание должно зависеть именно от тяжести нарушения – согласны даже те, кто избиения и унижения в детстве испытал на себе. К воспитанию известной пианистки Полины Осетинской – руку, в прямом смысле слова, приложил ее отец. О жестких методах в своей семье – Полина даже написала книгу.

Полина Осетинская, музыкант: «Должна быть градация какая-то, разумеется, тяжести. Потому что, если одинокая мать, которая живет в стесненных жизненных обстоятельствах и воспитывает нескольких детей, и иногда в раздражении может дать легкий шлепок по попе, наверное, это нельзя сравнивать с тем, когда пьяный отец семейства берет топор или молоток и бьет всех, кто попадается ему под руку».

Большинство россиян, по данным опросов, поддержали идею – смягчить наказание за первый случай легких побоев. Как говорится, на первый раз прощают, чтобы понять - любую проблему в семье лучше решить не кулаками, а словами.