В России отмечают 110-летие со дня рождения легендарного конструктора Сергея Королева
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Сегодня юбилей основоположника отечественной космонавтики Сергея Королёва. Легендарный конструктор родился 110 лет назад.
Уже в детстве он увлёкся авиационной техникой, а потом выучился на инженера и стал создавать ракетные двигатели. Это сейчас Королёва называет человеком, опередившим время, а ведь ещё каких-то 60 лет назад его идеи считали просто фантастическими. О нелёгкой судьбе учёного, который отправил в космос Юрия Гагарина, напомнит Александр Сиротин.
- Вот - это та самая ракета, с которой прошла наша молодость полигонная с супругой.
Владимир Борисович бережно держит модель ракеты Р-7. Говорит: дело всей жизни. После института они с супругой получили предложение поработать на секретном полигоне номер 5 министерства обороны. Тогда еще никто не знал ни слова Байконур, ни фамилии Королёв. А Краскины с Сергеем Павловичем уже были коллегами. Сотрудники еще строящегося космодрома называли начальника кратко - СП.
Владимир Краскин, ветеран Космических войск, заместитель начальника отдела телеметрии космодрома "Байконур" (1955-1964 гг.): «Ведущий инженер докладывал о результатах текущих испытаний. И в процессе доклада вместо ПС сказал: СП. Перепутал. Ему было более близко и понятно - СП. Сергей Павлович остановил его и сказал: СП. здесь - я, а вы докладываете о ПС. Прошу не путать».
Больше чем космонавт. Благодаря Королеву наша страна стала космической державой. На орбиту выведен первый спутник, в открытом космосе впервые побывал человек. Безусловно, такие беспрецедентные проекты не обходились без ошибок. Которые главный ракетостроитель воспринимал как личную трагедию.
Хиония Краскина, ветеран Космодрома "Байконур": «Ему плохо! Я говорю: давайте расстегнем ему рубашку, галстук. Он лежал с закрытыми глазами. Весь бледный. Потом узнала, что у него был сердечный приступ. Не инфаркт. Да такого слова тогда и не знали».
Первые три запуска были неудачными. Это был очень тяжелый период в жизни конструктора. Но о его состоянии догадывалась только супруга. Из писем: «Когда дела идут похуже - то и друзей поменьше. Устал я очень. И настроение неважное».
Запредельная нагрузка для одного человека: страна перед угрозой ядерного удара, даже соратники теряют веру, что ракета полетит. А тут ещё западные конкуренты, которые знали, что СССР собирается отправить человека в космос. Но не знали, когда именно. Новость о каждом неудачном запуске - на первых полосах газет.
Хиония Краскина, ветеран Космодрома "Байконур": «И сразу западная пресса взорвалась: погиб космонавт у Советов. И чтобы было ясно, что это не человек, а манекен - на нем была приклеена вот такая надпись: «макет». И тогда вся пресса замолчала».
Четвертая ракета все-таки полетела. Это был триумф.
Владимир Краскин, ветеран Космических войск, заместитель начальника отдела телеметрии космодрома "Байконур" (1955-1964 гг.): «Если во время старта смотреть с земли на сопла раскаленные - такой был на небе крест. Те, кто наблюдал верующие - думали, что это какое-то знамение. А мы если видели крест - знали: пуск штатный. То есть было в этом какое-то чудо? Да. Штатный пуск, безаварийный. Все живы остались».
Про Королева говорят: не просто гениальный инженер. Еще и блестящий организатор. На одном только Байконуре над запуском одновременно работали десятки служб. А на сам Байконур уже работала вся страна. И Королёв управлял ресурсами всех конструкторских бюро, лабораториями и полигонами.
Александр Сиротин, корреспондент: «Это сейчас здесь Музей космонавтики. Вот эти помещения Петропавловской крепости многие называют колыбелью отечественного ракетостроения. В 1932 году здесь появилась первая в мире государственная организация, которая занималась разработкой ракетной техники - газодинамическая лаборатория. Русские ученые создавали двигатели для ракет и самолётов. Авангардные для того времени идеи инженеров - лежат в основе самых современных реактивных двигателей. Такие вот, например устанавливают в третью ступень "Союзов".
Именно двигатели Ленинградской газодинамической лаборатории под руководством конструктора Валентина Глушко поднимали в небо многие разработки Королева.
Олег Мухин, первый вице-президент Северо-западной межрегиональной общественной организации Федерации космонавтики России: «Вот за испытанием этих двигателей он как раз смотрел. И в частности для своих ракет они заказали двигатели у Валентина Петровича - ОРМ-50. Они сделаны здесь? Да. Они разработаны здесь».
В напряженные годы гонки вооружений некоторые вузы было решено перепрофилировать. Так случилось с военной академией имени Можайского в Ленинграде.
Максим Пеньков, начальник Военно-космической академии им. Можайского: «Именно благодаря ему наша академия стала космической академией. Нас роднит то, что он из летных конструкторов, а мы из авиационной академии стали космической. Он внес свое предложение, чтобы академия занялась ракетной и прежде всего космической тематикой».
Профессиональные испытания - не единственные, что выпали на долю Королева. В 1938 году он был обвинен во вредительстве и объявлен врагом народа. Пережил пытки и ссылку на Колыму. Оставшиеся на свободе друзья помогли вернуться. Но он не обиделся на власть. И снова приступил к работе.
Наталия Королёва, дочь Сергея Королёва: «Он не получил Нобелевскую премию два раза. Потому что Хрущев сказал: создатель-народ».
Впрочем, о премиях Королёв никогда и не думал. Все его мысли были заняты космосом. Идеями и проектами, опередившими время... Гагарина, Леонова, Терешкову, Титова знали все. А достижения Королева рассекретили только после смерти. Но те, кому посчастливилось знать его лично, вспоминают о генеральном конструкторе со слезами даже сегодня.