На Чукотке возводят причалы для плавучей атомной теплоэлектростанции
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Работы там идут круглый год и останавливать их нельзя. А чтобы доставка стройматериалов проходила без перебоев, пришлось впервые открыть навигацию в январе. Это стало серьёзным испытанием для специалистов.
Наш корреспондент Даниил Горчаков подробнее.
Не то рекордно позднее закрытие, не то аномально раннее открытие навигации в самом северном морском порту России в чукотском городке Певеке случилось глубокой январской ночью. Этот караван освещенных прожекторами судов следующих вслед за ледоколами со стороны давно замерзшего океана, не смотря на темное время суток и буран, встречать вышли даже простые горожане.
Швартовка начинается с первыми лучами чрезвычайно короткого северного дня. Работники порта признаются, такого в истории самого холодного - восточного участка Арктики не случалось ещё никогда. Обычно навигацию в Певеке закрывают в ноябре, а первые караваны судов добираются до этих суровых мест только в середине июля, только к этому времени суровые моря обычно освобождаются от ледового панциря. Этому каравану из пары сухогрузов и двух ледоколов посреди полярной зимы удалось, видимо, благодаря глобальному потеплению. В то время, как Европейская часть страны была скована сибирскими морозами, на Чукотке наблюдались аномально высокие температуры.
Николай Ратников, главный инженер торгового порта Певек: «До сих пор на Чукотке тепло относительно. И сегодня, когда швартуется первое судно в навигации 2017 года «Иоганн Махмасталь», температура на улице +2!»
Члены экипажа одного из двух теплоходов, пробившихся из Архангельска в чукотский Певек сквозь льды Арктики посреди зимы, последствий всемирного потепления в пути не заметили. Говорят, дорога выдалась на редкость трудной. Из-за встававших на дыбы айсбергов и сильного сжатия ледового панциря у берегов северной Якутии, поход оказался почти на две недели дольше запланированного.
Василий Артёменко, капитан теплохода «Иоганн Махмасталь»: «Приходилось передвигаться при помощи буксира. Возле Медвежьих островов в Восточно-Сибирском море даже два ледокола не могли провести одно судно. Было сильное сжатие, толстый лёд».
Подобный героизм понадобилось проявить для того, чтобы не сорвать сроки строительства в Певеке первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции. Суда доставили на крайний север Чукотки необходимый груз и материалы.
Максим Екимов, руководитель штаба строительства инфраструктуры для ПАТЭС «Певек»: «Груз в районе 9 000 тонн. Это в основном металлоконструкции и инертные материалы для изготовления бетонной смеси — песок, щебень, цемент».
В октябре прошлого года в чукотском Певеке дали старт строительства первой плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов». Там вбили литерную сваю и заложили капсулу времени с посланием жителям Арктики второй половины 21 века. Сам корпус уникального объекта сейчас проходит испытание на верфях Санкт-Петербурга. В Певек ПАТЭС доставят северным морским путём в 2019 году, к этому времени на берегу должна быть готова вся инфраструктура.
Николай Леванов, глава городского округа Певек: «Мы понимаем, что это — единственная в мире плавучая атомная электростанция, которая должна появиться в Певеке. И Российская Федерация безусловно должна закрепить за собой первенство».
Недавно Пекин заявил о намерениях запустить свою первую плавучую АЭС в Южно-Китайском море на год раньше российской ПАТЭС в Арктике. Однако первый опыт по проводке судов с грузом для строительства этого объекта сквозь скованный зимним льдом океан доказал, сроки сооружения уникальной станции в чукотском Певеке можно существенно ускорить. А северный морской путь может работать не только коротким арктическим летом, но и круглый год.