Русский музей Петербурга покажет самую большую коллекцию работ Айвазовского

244 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В Петербурге открывается экспозиция, которую называют одним из главных событий года. К двухсотлетию со дня рождения Ивана Айвазовского Русский музей покажет самую большую коллекцию работ знаменитого мариниста.

Многие полотна широкая публика увидит впервые. Помимо всемирно известных картин, будут выставлены произведения из личных коллекций. Вернисаж ещё готовят к открытию. Наш корреспондент Игорь Максименко первым узнал о шедеврах будущей выставки.

Эти огромные полотна впервые с момента своего создания покинули свой дом. Затворничество было долгим – более 100 лет они хранились в Адмиралтействе. И знали о них лишь тамошние обитатели да редкие искусствоведы. Короткое путешествие из Морского ведомства в Русский музей затеяли в честь юбилея автора картин – великого и неповторимого Ивана Айвазовского.

Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII - нач. XIX вв. Русского музея: «Это вещи которые были подарены Морского кадетскому корпусу самим Айвазовским, это большие картины – они никогда не участвовали в выставках. Их впервые увидят здесь, у нас, на нашей выставке».

В Корпусе Бенуа готовятся к открытию самой масштабной в современной истории нашей страны выставки творений знаменитого мариниста. Помимо 54 полотен, хранящихся в Русском музее, на ней будут представлены шедевры из коллекций Петергофа, Царского Села, Третьяковской галереи, Военно-морского музея и Феодосии, малой родины художника. Всего – больше 200 работ

Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII - нач. XIX вв. Русского музея: «Феодосийская галерея сочла возможным предоставить целый ряд раритетов. Это и семейный портрет Айвазовского, это ряд вещей живописных, это и мемориальные вещи: палитра, и мольберт, и кисти, ружье, трость».

Карьера этого художника – классический пример того, как талант и невероятная работоспособность приносит успех и благополучие. Айвазовский был официальным живописцем Военно-морского ведомства, имел высокий чин и множество наград. Но все знали, что получил их он не за красивые глаза или красноречие – а за новое слово в искусстве и, как сейчас говорят, продвижение славного образа Отчизны за рубежом.

Николай Крылов, старший научный сотрудник Государственного Русского музея: «Известен факт, что Айвазовский был дважды награжден Орден Почетного Легиона. Один с изображением императора, более ранний и один с Девой Франции».

Об Айвазовском до сих пор говорят: художник-уникум. Именно он открыл для России такой жанр живописи как «марина». Всю жизнь рисовал водные просторы, создал тысячи картин и ни на одной из них море не было одинаковым. В каждую картину Айвазовского нужно очень внимательно всматриваться. Это позволяет обнаружить совершенно невероятные детали. Вот, например, на этом полотне о Всемирном потопе мы видим, как от хаоса стихии пытаются спастись люди, звери и одно непонятное существо очень похожее на динозавра. По соседству с этим доисторическим животным еще одно - мамонт! И это – на серьезном полотне на библейскую тему! Другая знаменитая работа Айвазовского, «Волна», тоже – с секретом. Чуть в стороне от центральной части композиции, в бурных волнах барахтается невесть как туда попавшая корова.

Фокус в том, что Айвазовский почти никогда не писал с натуры. У него была феноменальная зрительная память. Выбрав панораму, он записывал в блокнот положение солнца, угол падения теней и нюансы местности, а потом приходил в мастерскую и рисовал, не упуская ни одной детали.

Николай Крылов, старший научный сотрудник Государственного Русского музея: «Его творческая натура постоянно требовала выплеска, работы творческой, и благодаря этому мы имеет дело едва ли не с самым продуктивным мастером среди всех известных живописцев».

Редкий случай: Айвазовского почти никогда не критиковали. Завидовали – безусловно. Злопыхали – само собой. Не понимали – да кто ж до конца поймет гения? Типичная рецензия на его работы – в одной из немецких газет: «Вероятно, художник – глухонемой. Ибо только при отсутствии слуха и речи может развиться столь острое зрение». Была у Айвазовского еще одна способность: умение подать свое творчество – за счет, например, оригинальных рекламных ходов.

Помощники живописца покрывали простой лист бумаги водой, в которой была разбавлена сепия. Когда примерно такие же такие бурые разводы засыхали, Айвазовский дорисовывап на них волны, одинокий парус или облака. Потом вставлял лист в рамку и дарил какому-нибудь важному гостю – вроде как специально для него сделано. Тот был в восторге – подарок самого Айвазовского! После этого, само собой, следовал богатый заказ. Но, конечно, не только этим Айвазовский вошел в историю. Его благотворительность стала легендой. Он построил для своей родной Феодосии водопровод, железную дорогу, подарил картинную галерею. А еще участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны и даже ездил к турецкому султану, пытаясь остановить геноцид армянского населения Порты. Это был искренний патриот с четкой гражданской позицией, большим сердцем, тонким пониманием прекрасного и чудесными творческими порывами. Каждый из шедевров Айвазовского, представленный на выставке в Русском музее, только подчеркивает это.