В Петербурге - очередной градостроительный скандал

301 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Памятникам архитектуры грозит уничтожение. По крайней мере, информация о том, что несколько десятков зданий могут лишить охранного статуса, имела в городе на Неве эффект разорвавшейся бомбы.

Градозащитники уверены: тотальную зачистку хотят провести застройщики, они якобы захватят земли в центре города под бизнес-центры. Строители, в свою очередь, винят активистов - мол, слишком рьяной опекой исторического облика они мешают городу развиваться. Наш корреспондент Ян Воскресенский - о беззащитной истории:

Самое древнее здание в округе. Среди современных бизнес-центров дом Нобеля 18 века - словно инородное тело. Беззащитная избушка – единственный уцелевший деревянный дом в районе, даже в Блокаду на дрова не разобрали. Напротив - памятник знаменитому обитателю, установленный по инициативе Нобелевского комитета. Скульптура, которая символизирует взрыв, вполне может оказаться пророческой.

Анна Капитонова, член Президиума Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Практика показывает, что за снятием с охраны идет уничтожение домов. Раньше было заводоуправление фабрики. Она длительное время пытается избавиться от здания».

Фабрика давно переехала на городские окраины. Но исторический домик себе оставила. В новом офисе о нем и сейчас вспоминают. Похоже, руководству фабрики наконец, удалось добиться своего. По результатам недавней экспертизы, дом Нобеля - это вовсе не памятник, а типовое здание.

Александр Шестаков, директор мебельной фабрики: «У нас есть двухлетние исследования, что здание с именем Нобеля не связано. Он там не проживал. Зание деревянное, сгнило, съедено грибком. Эксплуатировать его невозможно».

Несколько архитектурных студий уже подготовили проекты – изобразили, как будет выглядеть это место. Деревянный домик, скорее всего, поглотят здания из стекла и металла. Типичный сценарий для нового Петербурга.

Петербургские градозащитнки, словно стоматологи, архитектурные поделки последних лет сравнивают со вставными зубами. Первый из них появился 10 лет назад. Считается, именно отсюда, с Лиговского проспекта, и началось наступление на центр Петербурга. Теперь тут стеклянный новодел. От памятника архитектуры не осталось ни единого кирпича – даже фасад отстроен заново, будто в напоминание о том, что когда то на этом месте было красивое здание с историей.

Снесенный дом Шаврина, который был на месте нынешнего бизнес-центра, долгое время считался историческим памятником. Его вывели из перечня объектов культурного наследия и тут же обнесли забором. Людей успокаивали – это ремонт. Когда над забором наросли стеклянные этажи, стало ясно – первая градостроительная битва проиграна. С тех в Петербурге с подозрением относятся к попыткам лишить очередное здание охранного статуса. Но теперь речь идет сразу о нескольких десятках памятников.

Дмитрий Литвинов, координатор общественного движения «Живой город»: «Если в прошлые годы это касалось периферийных объектов, там, какая-нибудь дача сгорела, эксперт приезжает – ничего нет и нечего охранять. То сейчас снимают с охраны объекты в самом центре города».

И вроде бы речь идет не о знаменитых дворцах и особняках. Эти здания не часто фотографируют на память, но именно они составляют основу исторической застройки. В петербургском парламенте обратили внимание – решения, от которых зависит судьба петербургского центра, выносят за закрытыми дверями. И в подозрительной спешке.

Алексей Ковалев, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: «Причина простая. Есть большие деньги, есть серьезные люди, которые заказывают конкретные действия, видимо, этой группы и комитета по охране памятников. Мы многократно выступаем, чтобы отставить со своего поста руководителя комитета по охране памятников Макарова, который никогда памятниками не занимался и является юристом, который не понимает задач охраны культурного наследия на современном этапе».

Руководство комитета от интервью отказывается. В письме, присланном в редакцию, чиновники утверждают, что здания в центре и так защищены законом, то есть вывод из реестра объектов культурного наследия не означает немедленное уничтожение. Куда красноречивее о возможных последствиях говорят бывшие памятники – которые стыдливо прикрыты строительной сеткой.

Дмитрий Литвинов, координатор движения «Живой город»: «Дом без крыши, без всего. Разрушается. Владелец ему помогает. Владельца интересует не сам дом, а место, которое он занимает. В таком месте лучше построить дом повыше. Этажей 7-8».

Неистовых защитников исторического центра – обвиняют в том, что сражаясь за каждый старинный кирпич - они мешают городу развиваться. Потому и настало время пересмотреть перечень охраняемых зданий.

Сергей Ярошенко, генеральный директор строительной компании: «Все назвали одним большим памятником и наложили запрет. Что приводит к утопичной ситуации – здания будут разрушаться, они никому не нужны и не приспособлены к современной жизни».

Градозащитников же приводит в ужас каждая попытка осовременить исторический облик Петербурга. Но, похоже, на этот раз они проиграли. И совсем скоро вокруг исторических зданий появятся многометровые заборы.