300 лет назад Янтарную комнату привезли в Петербург

278 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В эти дни исполняется 300 лет русскому периоду знаменитой Янтарной комнаты. В ноябре 1716 года шедевр на телегах отправили из Пруссии в Петербург.

Пётр I писал жене: "Король Фридрих подарил меня изрядным презентом: кабинетом Янтарным, о чём давно желали". Русский самодержец не остался в долгу. Он отправил в Кёнигсберг 55 двухметровых солдат, которых Фридрих собирал для своей гвардии по всей Европе. Основатель Петербурга, однако, как человек увлекающийся, получив дорогой подарок, потерял к нему всякий интерес. Почти 30 лет комната лежала в хранилище. Пока дочь Петра, императрица Елизавета, не решила украсить ею новый Зимний дворец, а затем перевезла в летнюю резиденцию в Царском Селе. Именно оттуда комнату в 1941 году похитили фашисты. За более чем 70 лет она так и не была найдена. Наш корреспондент Елена Норкунайте - о поисках шедевра:

Эта трехсотлетняя история уникальной комнаты идёт от Петра Первого. Подарок прусского короля российскому императору был безумно желанным, но только со временем стал настоящей легендой. Оброс загадками и почти мистическими тайнами. Тем не менее, в ноябре 1716 года началось первое путешествие янтарного кабинета, на 18 телегах.

Лариса Бордовская, старший научный сотрудник музея-заповедника «Царское село»: «И комната покатила в Россию. Из Кенигсберга - в Мемель (это нынешняя Клайпеда), затем в Ригу, и там уже Анна Иоанновна встретила этот груз, груз прибыл в Петербург. Все приходили, смотрели, но уже сразу стало ясно, что на стены этот янтарь не поместить, потому что это были детали разрозненные, и нужно было иметь мастера, который бы всё это собрал».

Придворный архитектор Растрелли привел в порядок янтарный кабинет, уже для Елизаветы Петровны. Но не для душевного спокойствия, о целебных свойствах солнечного камня спорят до сих пор, скорее, для услады царского взора. Для красоты.

Лариса Бордовская, старший научный сотрудник музея-заповедника «Царское село»: «Он сделал вот такие янтарные пилястры, между которыми находятся красивые янтарные панели, золоченая резьба, свечи, паркет, плафон, и комната приобрела совершенно другой вид».

Не иначе, восьмое чудо света. И прежде всего в Калининграде верят в него и ждут. Уже много десятков лет. И взрослые, и дети.

- Говорят, вот откуда-то узнали, что под нами есть второй город, что там раньше жили, а сейчас уже, наверное, не живут.

Возможно, в такую же дождливую погоду нацисты демонтировали и вывезли янтарную комнату из-под Ленинграда в Кенигсберг. Это второе известное путешествие кабинета - в качестве военного трофея.

Современный калининградский культуролог не сомневается, янтарные сокровища, которые пропали в 1944, у него сейчас буквально под ногами. В бункере №6, замаскированном бомбоубежище. Александр Попадин использует при пересказе этой версии немецкую логику.

Александр Попадин: «Это маленькая площадь, снял брусчатку, делаешь якобы бомбоубежку, потом все закрыл, а люк входящий замуровал. Никакой логики в замурованном люке, сверху заложенном брусчаткой, у немцев не было».

Стоит отметить, что в Калининграде только один известный бункер-музей. Но и там, в бетонном блиндаже генерала Отто фон Ляша, следопыты однажды нашли вход в подземный Кенигсберг.

Местная легенда гласит: золото третьего рейха, тайная лаборатория и, конечно, 6-тонная янтарная комната – всё здесь. Как в страшных рассказах Эдгара По, спрятано на виду. Вот только никто этого чуда света так пока никто и не нашел.

Отдана Соединенным Штатам в счет платежей по лендлизу или вывезена нацистами в Южную Америку? В поисках настоящей янтарной комнаты профессионалы и любители спускаются в подвалы и подземелья. Ищут кабинет и на территории бывшей Восточной Пруссии, и на территории современной Европы. Тогда как вот она - подлинная красота - здесь, в Царском селе, под Петербургом. Ведь это, пожалуй, тот случай, когда копия вряд ли уступает оригиналу.

Нельзя сказать, что это зеркальное отражение, скорее, самостоятельное произведение искусства. Янтарных дел мастеров 20 века.

Страшно представить, прошел не один десяток лет, когда работники Царскосельской янтарной мастерской закончили этот шедевр. В 2000-х Германия передала России одну из флорентийских мозаик - пока единственный подлинный фрагмент комнаты, и стало очевидно: наши мастера ничуть не уступили пруссам в качестве и красоте.

Борис Игдалов: «Для любого ремесленника, мастера, художника, возможность выполнения такой работы - это всегда праздник».

Но и триста лет спустя игра солнечного света и воображения по-прежнему будоражит умы. Искусствоведы и художники твердят: и все-таки она существует! Тайна янтарной комнаты все еще не раскрыта.