В Брюсселе стартует заключительный день саммита Евросоюза

78 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Накануне главным вопросом стали отношения с Москвой. Причем в антироссийской риторике запада появился новый пункт. Нашу страну обвинили в попытках ослабить Евросоюз.

Что касается санкций, темы, которая поднималась в кулуарах, на саммите такой способ давления не поддержала ни одна страна. Наш корреспондент Константин Рожков передаёт из Брюсселя.

Так называемый рабочий ужин, на котором лидеры Европейского Союза обсуждали отношения с Россией, растянулся почти на 6 часов и завершился уже глубокой ночью.  В том числе потому что далеко не всем пришлось по вкусу одно из предложенных блюд: новые антироссийские санкции. На этот раз из-за ситуации в Сирии. Тем не менее на итоговой пресс-конференции политическое руководство ЕС попыталось представить все так, как будто все эти долгие часы за закрытыми дверями европейские лидеры единодушно критиковали Россию.

Дональд Туск, председатель Европейского совета: «Стратегия России - ослабить Евросоюз. Мы видим реальность, у нас нет иллюзий».

Но это по меньшей мере лукавство. Не считая фразы «Стратегия России - ослабить Евросоюз», это что-то новенькое, все остальное так или иначе уже звучало. Если заседание так сильно затянулось, значит был спор, ну или по меньшей мере дискуссия. Примечательно, что в тексте формального приглашения, которое каждый раз рассылается главам государств накануне саммита от имени президента ЕС Дональда Туска, сказано, что в вопросе отношений с Россией для Европейского Союза самое главное сохранять единство. Уже сама по себе эта формулировка как бы намекает - как раз единства им и не хватает.

Известно, что внутри ЕС целый ряд стран выступают за отмену старых антироссийских санкций по Украине, не говоря уже о введении новых из-за Сирии. Среди них премьер-министр Италии Маттео Ренцы. Это он предложил вынести тему взаимоотношений с Россией в отдельную дискуссию, чего раньше на саммитах Евросоюза не было. Те же санкции продлевали автоматически, без обсуждения. Теперь процедура усложняется. Те, кто «за» должны спорить с теми, кто «против». А после Brexit’a у руководства ЕС выработалась стойка аллергия к любым разногласиям. В итоге вопрос о новых антироссийских санкциях в повестку даже не включили. Ангела Меркель и Франсуа Олланд, которые в Брюссель прилетели из Берлина, после переговоров с Владимиром Путиным в том числе и по Сирии, попытались, впрочем, сделать вид, что так все и было задумано.

Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии: «И я надеюсь, что мы, как Европейский Совет, в силах прояснить, что происходящее в Алеппо при поддержке России – абсолютно жестоко по отношению к жителям Алеппо. И вот почему важно работать над достижением соглашения о прекращении огня как можно скорее».

Франсуа Олланд, президент Франции: «На сегодняшний день приоритет - продлить перемирие. Вчера я и канцлер Ангела Меркель не спали всю ночь. Мы давили на Владимира Путина, чтобы заставить его выполнить свои обязательства, то есть установить перемирие и прекратить бомбардировки Алеппо».

Интересно понял ли сам Владимир Путин, что Франсуа Олланд на него давил? Или это была всего лишь бравада французского президента перед европейскими коллегами. При этом ускользает главное - абсурдность самой постановки вопроса. Франция и Германии, чьи самолеты в составе международной коалиции без разрешения летают над Сирией, по сути, нарушают воздушное пространство, хотят ввести санкции против Россия, которая единственная воюет там по приглашению законного правительства. Из других тем - первый после Brexit’а визит на европейский саммит британского премьер-министра. Тереза Мэй в самом начале сказала то, что от нее хотели услышать остальные европейские лидеры.

Тереза Мэй, премьер-министр Великобритани: «Это мой первый саммит Евросоюза, и я здесь с четким посланием: Соединенное Королевство покидает ЕС, но до тех пор, пока это не произошло, мы будем играть полноценную роль. В интересах Великобритании и Европейского Союза продолжать совместную работу в том числе и на этой встрече».

То есть Британия покинет ЕС, но не сразу. По слухам, эта позиция устраивает далеко не всех в Европейском Союзе. Британские журналисты даже писали, что их премьера ждет холодный прием, но внешне все было дружелюбно: Жан Клод Юнкер даже поцеловал Терезу Мэй в щеку.

Дональд Туск, председатель Европейского Совета: «Некоторые СМИ писали, что Тереза Мэй на саммите попадет в клетку ко львам, но это не так. Скорее в голубиное гнездо. Посмотрите на меня это же очевидно». 

На этот раз европейские голуби встречались со своими птенцами. Украинского президента пригласили на заседание Европейской Народной Партии, крупнейшей в Европейском парламенте. Для Петра Порошенко это была хорошая возможность в менее формальной обстановке пообщаться с ключевыми фигурами европейской политики, например, с председателем Еврокомиссии Жаном Клодом Юнкером, которого он как только не обхаживал: вышел проводить до машины и даже положил руку на плечо, показывая всем: «это мой друг». И все бы хорошо, если бы не наша съемочная группа, которая полезла с неудобными вопросами. 

Петр Порошенко, президент Украины: «Специально для вас, хотя я не даю комментарии российским каналам. У нас в ноябре месяце украинцы будут путешествовать без виз. И я очень желаю, чтобы когда-нибудь к россиянам пришла также эта возможность».

Это уже 5 или 6 публичное обещание Петра Порошенко об отмене шенгенских виз для украинцев. Раньше он уверял, что это случится в январе 2015, потом, что в начале 2016. В этот раз украинский президент поступил мудрее. Сказал, что визы отменят в ноябре, но не уточнил в каком году.