В Париже открыли российский православный центр

496 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В историческом центре Парижа торжественно открыли Российский православный духовно-культурный центр. Он представляет собой комплекс зданий, жемчужиной которого стал собор Святой Троицы.

Своё приветствие участникам церемонии открытия направил Владимир Путин. Президент назвал архитектурный ансамбль символом дружбы и тесного франко-российского сотрудничества. Репортаж Натальи Бандуриной:

Этим утром 4-й округ Парижа проснулся от колокольного звона. Это с городом говорил новый кафедральный православный собор русского культурного центра.

Традиционная ленточка, красная ковровая дорожка. Гости - в основном эмигранты. Русская православная община. С французской стороны- строители архитекторы и мэрия города. Главного гостя Париж так и не дождался. Владимир Путин отменил свой визит во Францию, свои поздравления по случаю открытия центра он передал с министром культуры.

Протокольная часть сильно затянулась. Буквально каждый хотел высказаться. Французы благодарили за успешно проделанную работу, но по большей части извинялись за своего президента, получалось сдержано, не то что у простых французов, которые вышли прямо к воротам центра, с флагом России, в шароварах и буденовках.

Теперь у Парижа новая доминанта - белокаменный, словно перенесли его сюда, на берега Сены, из Новгорода. Величавый, как все православные кафедральные соборы, но все же не похож ни на один из них. Современный во всех смыслах. К примеру, здесь нет звонаря, колоколами управляет специальная компьютерная программа, стены аскетично монотонные без росписи. Все это - воплотившийся в жизнь проект архитектора Жана-Мишеля Вильмота. Француза по национальности, но русского в душе.

Жан-Мишель Вильмот, архитектор: «Я обожаю работать с русскими, я выигрывал много грантов на строительство, вокзал в Курске это мой, здесь я первоначально планировал сделать купола из стекла, но это противоречило канонам православной церкви, и тогда мы придумали специальный сплав палладия и золота, для матовости. Мы даже встречались со святейшим Патриархом, и он вносил свои предложения в этот проект».

С предложением о строительстве к тогда еще президенту Саркози обратился патриарх Алексий Второй. Его подержали, но долго не могли определиться с местом. Как вдруг в Париже решили вынести за пределы города метеостанцию - именно этот участок на набережной Бранли и выставили на торги. На него претендовали Китай, Канада, Саудовская Аравия, выиграла - Россия. За звание лучшего проекта боролись 444 архитектора со всего мира, выиграл испанец Мануэль Нуньес-Яновский, но проект не понравился мэрии Парижа, не отвечал сдержанному парижскому стилю. Тогда и решили вернуться к проекту Вильмонта, который занял 2 место.

Александр Орлов, чрезвычайный и полномочный посол РФ во Франции: «Сегодня об том интересно вспоминать, потому как многие проекты напоминали больше проекты дисней-ленда, но никак не православную церковь. Это интересно, как люди на Западе представляют себе православный храм - они были красивые, в виде раковины или еще что то, но ничего общего с русской православной церковью не имели».

Трудно себе представить, но на протяжении нескольких десятков лет, вот это небольшое здание без куполов и звонницы - бывшая велосипедная мастерская и была кафедральным собором Русской православной церкви в Париже. Основанная еще в 1930-х годах, собирала в своих стенах русских эмигрантов. Сегодня постоянных прихожан у храма Трех Святителей порядка 300 человек, и понятно, всех вместить он давно уже не может.

Протоиерей Николай Ребиндер, настоятель храма Трех Святителей в Париже: «Сначала были в подвале, епископ Виниамин даже иногда на полу спал, и все было очень бедно 200, 300 прихожан, и в наш маленький храм они почти не вмещаются, толкаются, чтобы выйти, много причастников, много детей, и это очень тесно. И слава Богу, что открывается новый храм».

Белые стены, покрытые 15 слоями штукатурки, состав которой, разрабатывали специально в России, готовятся к росписи. Кое-где уже опробовали краски. Работа кипит в Сергиевопосадском центре храмового искусства. Там готовят мозаичные панно и иконы для фасада храма в Париже. Их установят над каждым входом в храм. Иконостас будет мраморным, за материалом специально ездили на карьеры Италии, практически на то самое место, где брал для своих скульптур мрамор Микеланжелло.

Александр Солдатов, руководитель центра храмового искусства им. Андрея Рублёва: «Что касается иконографии иконостаса, она абсолютно традиционна, тут никаких особых экспериментов нет. Что касается формы, это абсолютно оригинальная форма и пластика, такого иконостаса не было. Может быть, будет когда-нибудь, если он послужит образцом для кого-нибудь, но эта оригинальная вещь сделана специально для парижского Троицкого собора».

Для того чтобы окончательно закончить все работы по внутреннему убранству, художникам понадобится около 5 лет. В течение этого времени в храме заменят временный иконостас на основной. Как только храм освятят, богослужения будут проходить без перерывов. Заработает и культурный центр, поскольку храм - одна из составляющих этого масштабного русского проекта на берегах Сены. Вокруг собора сосредоточатся первая во Франции российско-французская школа, конгресс-холл.

Фотографии, которые делали туристы на смотровой площадке Эйфелевой башни, до недавнего времени не отличались оригинальностью. Эти гости Парижа теперь увезут его новую достопримечательность. Вот он - Кафедральный Троицкий Собор, культурный российский центр буквально на расстоянии вытянутой руки - сверкает куполами. Такого масштабного архитектурного проекта от русских не было со времен строительства моста Александра Третьего. Без которого сегодня невозможно представить Париж. Православный культурный центр - это новейшая история Франции.