15 лет со дня катастрофы в небе над Чёрным морем
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В Новосибирске сегодня вспоминают погибших пассажиров и членов экипажа рейса Тель-Авив – Новосибирск, потерпевшего крушение над Черным морем 15 лет назад. Жертвами катастрофы стали 78 человек.
4 октября 2001 года лайнер неожиданно исчез с радаров. Комиссия, которая расследовала причины катастрофы пришла к выводу, что самолёт был сбит украинскими военными, которые в тот день проводили учения. Киев официально вину не признал, хотя выплатил родным жертв компенсации, объяснив это жестом доброй воли.
С родственниками жертв катастрофы, которые всё ещё надеются установить истину, встретился Андрей Захаров.
Каждый год 4 октября они приезжают на это кладбище в Новосибирске, к этому мемориалу. Вспоминают детей, родителей, супругов, друзей. Могил нет у большинства из 78 жертв авиакатастрофы. Их тела не нашли. Прошло уже 15 лет, а семьи погибших так и не добились справедливости. Виновные до сих пор не наказаны.
Борис Калиновский, президент фонда помощи семьям погибших пассажиров рейса 1812 «Тель-Авив – Новосибирск»: «Если бы как в нашем случае, так и в случае с Боингом, было перекрыто воздушное пространство, то естественно бы никаких этих трагедий не было и люди остались бы живы - это самое главное, но об этом почему-то Украина молчит и обходит стороной этот факт».
Когда до посадки оставались считанные часы, рейс «Тель-Авив-Новосибирск» пропал с радаров над Черным морем. Меньше месяца после 11 сентября. Первая версия – теракт. Только причина катастрофы была не на борту самолета. В тот день в Крыму украинские войска ПВО проводили боевые учения. Стреляли по беспилотникам. Одну из учебных целей перепутали с пассажирским лайнером. Позже межгосударственный авиационный комитет подтвердит - Ту-154 сбит ракетой зенитного комплекса С-200. За эту роковую ошибку украинская сторона выплатила семьям погибших компенсацию, но вины своей так и не признала.
Михаил Власов, директор департамента правового обеспечения МО Украины: «Была назначена судебная экспертиза не просто судебная экспертиза а комплексная она включает и баллистическую и страсологическую и радиотехническую она доказала что событие которое произошло не от поражения ракеты принадлежавшей Украине».
Ходом расследования родные погибших были недовольны с самого начала. Родственники, а большинство - это выходцы из России с израильским гражданством выехали в Сочи сразу после трагедии. Они до последнего не знали о судьбе близких.
- Я хочу знать продолжаются поиски или нет – я не хочу здесь сидеть, сложа руки.
После бессонных ночей было опознание и беспощадный вывод: уцелевших нет. Для евреев принципиально важно захоронить тело, но обнаружить удалось только 15 погибших. Могилой для остальных стало Черное море. На километровой глубине затонули и обломки самолета. Дело закрыли, виновных не наказали. Спустя 15 лет, родственники жертв требуют возобновить расследование и судя по мнению экспертов не без оснований.
Анатолий Цыганок руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа: «Как только наводится эта ракета радио взрыватель до подлета к самолету взрывается и естественно идет поражение массой осколков. Да действительно в каждом пассажире 20-30 осколков вы можете представить - сколько это может быть».
Глава Центра военного прогнозирования не сомневается в причастности к трагедии украинских военных. С-200 действительно состоял у них на вооружении, а незакрытый воздушный коридор во время учений, говорит, очень характерен для неопытных ракетчиков Незалежной. Впрочем, поразить лайнер для такого оружия не проблема на любой высоте.
- Дальние цели. Она специально подготовлена для стрельбы по дальним целям.
Вот только родственников погибших это не успокаивает. По данным фонда помощи семьям жертв катастрофы, официальных извинений им так до сих пор никто не принес.
Татьяна Горкун, вдова Владимира Горкуна: «Хотелось бы конечно, но почему то это с трудом верится. Слава Богу, что у нас растет сын».
О своем папе 16-летний Саша Горкун знает лишь по фотографиям и рассказам мамы с дедушкой. Когда произошла трагедия ему было чуть больше годика, а сейчас он уже заканчивает школу, мечтает стать врачом и во всем походить на отца, которого так и не дождался 15 лет назад.