30 сентября 1941 года немецкое командование приступило к операции «Тайфун»

144 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

75 лет назад началась битва, которая смогла переломить ход всей Великой Отечественной войны. Целью германских войск была столица. В сражениях под Москвой только по официальным данным Красная армия потеряла больше полумиллиона человек.

До сих пор тысячи солдат и офицеров числятся пропавшими без вести. Наш корреспондент Вадим Хуланхов о незабытом подвиге.

Еще один участник битвы за столицу опознан. Таких медальонов в Брянской, Калужской, Тульской, Тверской и Московской областях еще сотни. Но еще больше останков безымянных героев одного из важнейших и тяжелейших сражений Великой Отечественной остаются в земле.

Оборона главного города страны началась 30 сентября. Захват Смоленска открыл вермахту дорогу на столицу. Предыдущие успехи лишь подстегивали гитлеровцев. Но Москва и москвичи уже готовились к решающей битве.

В помощь войскам, оборонявшим столицу, двинулись народные ополченцы – коммунистические батальоны москвичей.

Владимир Марченко, участник обороны Москвы: «Мы ушли в ополчение вместе с нашим классным руководителем. Он был у нас 2 года классный руководитель. Год в Кривоарбатском переулке и год в Серебряном переулке – это мои восьмой и девятый классы. И я ушел на войну, имея 9 классов, но это считался академик уже». 

Свой первый бой Владимир Марченко принял в Брянской области – осенью сорок первого это было одно из важнейших направлений наступления гитлеровцев. Против фашистов здесь встали ополченцы – школьники, учителя, рабочие. 

Поисковики уже не одно десятилетие работают на местах боев за столицу. У каждого на то свои причины. В московской кадетской школе имени Героев Севастополя есть свой поисковый отряд. Костяк «Эскадрона», так он называется, составляют ровесники тех, кто тогда, в 1941, так же, как и Владимир Марченко, ушел на фронт, не дождавшись последнего звонка. Некоторые еще помнят своих прадедов.

Василий Самсонов, кадет школы имени Героев Севастополя: «Он рассказывал, как служил, как он дошел до Польши, как его ранили. Он не рассказывал кровавые сцены. Только то, что помнил и хотел, чтобы помнили его внуки».

Те, кто в 1941 ушел в ополчение, об этих страшных днях помнят, кажется, всё. Но рассказывать о личных переживаниях у них действительно не принято. Зато часто вспоминают друзей и товарищей, с которыми бок о бок воевали. И потеряли их здесь – на подступах к Москве.

Операция «Тайфун», утвержденная Гитлером лично, предполагала полное уничтожение Москвы. Но только после триумфального шествия фашистов по Красной площади 7 ноября. Парад, в итоге состоялся. Но это был наш парад.

И каждый год поисковики уходят в подмосковные поля – искать тех, кто так и остался безызвестным героем одного из главнейших сражений уже далёкой войны. Может быть и для того, чтобы найти Севу Фролова – одного из одноклассников семнадцатилетнего ополченца Володи Марченко.