Нападение на гуманитарный конвой в Сирии – главная и единственная тема экстренного заседания Совбеза ООН

2 044 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В Нью-Йорке в эти минуты проходит заседание Совета Безопасности ООН. Единственная тема повестки - как защитить гуманитарные операции в Сирии. Два дня назад по дороге в Алеппо был разгромлен конвой с продуктами и лекарствами. США голословно обвиняют в этом авиацию России или сирийские ВВС.

В российском Минобороны пошагово объяснили: удар по конвою наносился не с воздуха. Глава МИДа Сергей Лавров, представляющий на Совбезе нашу страну, призвал сначала провести компетентное расследование. А уже потом делать громкие заявления. Наш корреспондент Игорь Максименко - о том, кто может стоять за провокацией:

Нападение на гуманитарный конвой в Сирии – главная и единственная тема сегодняшнего экстренного заседания Совбеза ООН. Перед дипломатами стоит нелегкая задача: не допустить в будущем подобных трагедий и наказать тех, кто это совершил.

Пан Ги Мун, генеральный секретарь ООН: «Атака на гуманитарный конвой ООН два дня назад была возмутительной, привела к нескольким жертвам и вынудила ООН отложить восемь гуманитарных операций. Я ожидаю расследования этого и других преступлений против мирных граждан».

Правда, за океаном, виновных уже назначили – как обычно, до начала какого-либо расследования. По мнению США и их союзников, автоколонну с продовольствием для жителей осажденного Алеппо, разбомбила российская или сирийская авиация. И никто другой.

«Гардиан»: «Есть только три участника конфликта, которые могут летать над Сирией: представители коалиции, Россия и сирийский режим. Это не были самолеты коалиции. Мы не летаем над Алеппо. У нас нет причин летать над Алеппо. Мы наносим удары только по ИГИЛ, а ИГИЛ здесь нет. Мы хотели бы, чтобы Россия и сирийский режим объяснили свои действия».

Подробностей нападения на гумконвой ООН известно немного. Сообщается, что колонна из 31 грузовика разгружалась на складе в городе Орем аль-Кубра. Массированному удару одномоментно подверглись сразу 18 фургонов. Погибли, по меньшей мере, 20 человек.

В нашем Минобороны обвинения в адрес российских и сирийских военных категорически отвергают. Во-первых, авиация армии Асада не имеет технической возможности совершать ночные полеты и  наносить прицельные бомбовые удары. Во-вторых, наши летчики колонну ООН не сопровождали. Ее отслеживал специальный дрон-наблюдатель.

Игорь Конашенков, официальный представитель Минобороны РФ: «Никаких авиаударов по конвою ООН на юго-западной окраине Алеппо российская или сирийская авиация не наносила. Более того, в связи с тем, что маршрут передвижения конвоя проходил через территории, подконтрольные боевикам, российский Центр примирения враждующих сторон в Сирии осуществил его сопровождение беспилотными средствами».

Беспилотнику удалось снять как  любопытные кадры: вместе с колонной движется пикап, с прицепленным минометом большого калибра. Такие используют террористы, осаждающие Алеппо. В российском военном ведомстве резонно интересуются: кто кого прикрывает? Миномет — автоколонну с волонтерами "Белых касок"? Или наоборот? Куда исчез миномет, когда колонна подошла к пункту разгрузки в Орем аль-Кубра? И не из него ли велся обстрел миротворцев? Эти вопросы США и коалицией пока оставлены без ответа.

Кстати, в ООН, комментируя инцидент, уже не перестали твердить об атаке с воздуха – говорят только о некоем обстреле. А наиболее адекватные натовские военные прямо признают: у России и Сирии нет никакой заинтересованности в нападении на гуманитарную колонну ООН.

Харальд Куят, экс-генерал НОТО: «Я не могу представить, что Россия хотела этим нападением торпедировать договоренности с США. Не могу также предположить, что сирийские власти стали бы бомбить конвой сирийской же гуманитарной организации – Сирийского общества Красного Полумесяца. Остаются террористы, которые абсолютно точно не заинтересованы в том, чтобы США и Россия объединили свои военные усилия – а это часть договоренностей – и вместе выступили бы против них».

Российские военные эксперты, изучив видеоматериалы, сделанные на месте инцидента, не увидели на них воронок от бомб и характерных повреждений зданий и автомашин, которые остаются от взрывной волны авиабоеприпасов. Поэтому, чтобы понять, кто и чем уничтожил гумконвой, надо тщательно собрать главные улики – осколки бомб. Этого до сих пор пока никто не сделал.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Многое говорит о том, что это мог быть ракетный или артиллерийский обстрел. Сначала так и сообщалось, потом стали упоминать и вертолеты и самолеты. Поэтому надо воздерживаться от эмоциональных инстинктов сразу бежать к микрофону и что-то комментировать и все-таки провести расследование».

Удастся ли это сделать, когда вину практически за любой инцидент США и коалиция немедленно возлагает на Россию и правительство Башара Асада? Недавний пример - американский авиаудар по  -сирийской армии под Дейр-эз-Зором – тому подтверждение

Александр Сотниченко, политолог: «Эти события – повод сорвать договоренности. Ибо за ними ничего не стоит. Не одна из сторон. Никто не хочет договариваться. Связано это с тем что тут пока не видно в этой войне победителя. Американцам выгодно, что там шла вялотякущая гражданская война».

Заседание Совбеза ООН, которое продолжается в эти минуты, грозит закончиться безрезультатно. Так, США, по-прежнему, не желает рассекречивать полный текст договоренностей с Россией по Сирии. Это дает возможность Вашингтону как угодно трактовать события в этой арабской республике. А также, делать вид, что предложения России по урегулированию кризиса Америке не понятны. 

Джон Керри, госсекретарь США: «Прекращение огня - это не предварительное условие, это договоренность на международном уровне. Я слушал своего коллегу из России, и у меня сложилось впечатление, что мы находимся в параллельных вселенных».

Это же позволяет США закрывать глаза на действия подконтрольной им сирийской оппозицию, которая и не собирается присоединяться к режиму прекращения огня, а только усиливает атаки – вовсе не на ИГИЛ, а на сирийскую армию. Тем временем, американские военные официально заявили, что подготовка к созданию Совместного исполнительного центра по координации операций США и РФ в Сирии приостановлена.