Умерла поэтесса, драматург и литературовед Новелла Матвеева

155 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Сегодня стало известно о кончине одной из первых российских бардов. На 82-ом году прервалась жизнь поэтессы, драматурга и литературоведа Новеллы Матвеевой. Лауреат Госпремии, уже в новой России, она работала до последнего, переводила сонеты Шекспира.

Об авторе, чьи песни и сегодня живы – наш корреспондент Ян Воскресенский:

Девушка с гитарой. Именно ей приписывают авторство  жанра, без которого не представить досуг советской интеллигенции.  Новелла Матвеева – она соединила стихи и гитару. Первые же записи едва ли не всей страной переписывали с магнитофона на магнитофон. И первая пластинка с бардовской песней – вышла под ее именем.

Ее исполнительскую манеру называли и детской, и наивной, но все же завораживающей, будто не пела - гипнотизировала. Вкрадчивый голос, взгляд, устремленный в одну точку, зрители не обращали внимания на то, что сидит Матвеева на простом диване, а концерт идет на фоне обоев. Знакомые свидетельствовали – так и было на самом деле. Гораздо чаще, чем на концертах, Матвеева могла устроить спонтанное выступление дома, за чаем. Она так и не привыкла к большим залам. Призналась как-то – боюсь смотреть на зрителей. И с юности прослыла закрытым человеком.

Максим Замшев, шеф-редактор "Литературной Газеты": «Это была не замкнутость, а сосредоточенность. Ей не хотелось размениваться на суету. Житейская отрешенность от насущных проблем».

Матвеева не прилагала никаких усилий, чтобы стать популярной. И популярность свою совсем не поддерживала. Песни уходили в народ, многие и не знали, кто автор, казалось, таких знакомых строк.

Имя Новеллы Матвеевой не забылось благодаря наследникам жанра. Стихи и мелодии составляют репертуар многих звезд бардовской сцены. Вот и Вероника Долина, исполняя песни Матвеевой, до сих пор хранит свое первое, еще детское, впечатление от неземного голоса.

Вероника Долина: «Стала прислушиваться, что происходит. За стенкой звучал голосок – марсианский. Среди песенок того времени он выделялся необыкновенно. Мои самые первые песни, которые я смогла играть, чуть-чуть перебирая, были ее песни. Девочка из харчевни. Развеселые цыгане».

Талант Матвеевой заметили в писательском пантеоне – ее хвалили Чуковский и Маршак, оценив прежде всего детские стихи. И самым известным произведением Новеллы Матвеевой оказалась мудрая песня из детства.

Поэтесса с литературным именем Новелла – словом она занималась професиионально. Так и писала: зовусь нежизненной и книжной. И последнее место работы - «Литературная газета» – словно поэтическое закулисье. Автор «Девочки и пластилина» трудилась над переводами Шекспира. И на злобу дня порой тоже откликалась. Последние стихи писала по-старинке - от руки, мелким почерком.

Написав бесчисленное количество строк о дальних краях, она жила словно затворница. И даже моря, говорят, не видела – хоть и не раз рисовала его стихами. Жестокий парадокс – Новелла Матвеева физически не переносила поездок, хотя десятилетиями уносила слушателей в неведомые и невероятно романтичные дали, опираясь исключительно на энциклопедические знания и поэтический талант. Скромная отшельница с вкрадчивым голосом - она предсказала свою жизнь, которая «текла сквозь строки».