70 лет назад заработали после войны знаменитые фонтаны Петергофа

658 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Важное событие в истории Петергофа и всей страны - 70 лет назад впервые после Великой Отечественной войны заработали знаменитые фонтаны. И это стало символом отсчёта нового, мирного времени.

Немцы разграбили русский Версаль и превратили его в пепелище. После освобождения города одновременно с сапёрами в Петродворце начали работать реставраторы. И уже в 1946 году посетителей пригласили в возрождённый парк. Как пепел превращали в золото, рассказывает наш корреспондент Александр Сиротин:

Под этим металлическим листом – 2 огромные задвижки. Одна – на Самсоновской трубе, другая – на Нептуновской трубе. И каждое утро рабочие приходят сюда и открывают эти задвижки. И еще один вентиль - непосредственно перед торжественным моментом. И так – уже 70 лет с момента, когда главный каскад восстановили из руин. В августе 1946 года произошло второе рождение памятника мировой архитектуры. Амбициозный проект Петра Первого, призванный затмить Версаль, в годы Великой Отечественной оказался на линии фронта и попал в руки фашистских захватчиков. Они разграбили и практически полностью уничтожили всемирно известный ансамбль.

Павел Петров, заведующий отделом музейных исследований Государственного музея-заповедника «Петергоф»: «Парки пострадали от вырубки, потому что были созданы ходы и сообщения, ДЗОТы, огневые точки противника. Верхний сад весь перекопан весь – там был огромный противотанковый ров. Фонтаны – разрушены. Большой каскад – взорван. Особенно пострадал большой грот. Одним словом, все объекты необходимо было восстанавливать».

Решение заново отстраивать Петергоф далось непросто. Звучали, например, предложения сделать из дворца дом отдыха – ради экономии. Но в послевоенной стране Советов деньги все же нашлись. Первой обрела исторические очертания главная терраса. До 1946 года она выглядела вот так. Восстанавливали памятник по редким, чудом уцелевшим документам, ударными темпами. Торжественное открытие каскада для всех стало символом нового, мирного времени.

Елена Кальницкая, гендиректор Государственного музея-заповедника «Петергоф»: «Практически все городские службы – и водоканал и городские инженерные службы - были задействованы, чтобы 26 августа 1946 года открыть фонтаны. И вы знаете, есть фотографии, как фронтовики с семьями с просветленными лицами ходят по этим аллеям, как стоит деревянный настил, где мы сейчас с вами стоим и на этом месте - на роликах катается пара. Потому что еще не было возможности делать такие праздники, которые мы сегодня делаем на Большом каскаде».

Первый послевоенный пуск фонтанов большого каскада прошел без главного героя - Самсона. Мифологическую фигуру заменила ваза с цветами. Судьба оригинальной скульптуры до сих пор неизвестна - она исчезла вместе с отступившим врагом. Историки предполагают, что немцы могли ее переплавить на военные нужды. Не осталось даже эскизов с пропорциями. Так что скульптору Симонову пришлось восстанавливать Самсона по довоенным фотографиям. Всего их нашлось около двадцати.

Павел Петров, заведующий отделом музейных исследований Государственного музея-заповедника «Петергоф»: «Наиболее пригодными оказались два - по масштабам и по ракурсу. Скульптор сделал следующим образом: увеличил фотографии, скалькировал их на огромный экран. Определил расстояние ракурса, с которого сделаны снимки и затем свой первоначальный макет скульптуры стал изготавливать, поместив ее за экран, стремясь, чтобы ее контуры совпадали с контурами фотографий, которые были в его распоряжении».

Когда возрожденную скульптуру везли к месту установки по улицам Ленинграда, ее автор не мог сдержать слез, говорили очевидцы. Провожали Самсона всем городом, и даже посвятили ему гимн.

Не менее сложной задачей оказалось и восстановление системы водоснабжения Петергофских фонтанов. Если фонтан – это душа и сердце Петергофа, то здесь – под ним, в его гротах находится кровеносная система. Сложнейшее гидротехническое сооружение – не укладывается в голове: почти триста лет работает без единого насоса. А поначалу и вовсе все эти трубы были деревянными. Кажется, что сама природа помогала человеческому гению создать такую систему. Порой, случались настоящие чудеса.

Елена Кальницкая, генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф»: «Самые разные природные ситуации бывали… Ну вот, например, вдруг потекла фонтанная система. А потом вдруг перестала течь. Оказывается – природные моллюски залепили дыры, и вода перестала течь. Стала идти нормально. Это природная система, поэтому трудно предугадать ее жизнь».

Секрет самотечного принципа работы Петергофских фонтанов заключается в том, что водоемы и каналы, которые их питают, находятся значительно выше. Основной, например, источник – Ропшинский - находится на высоте около 100 метров над уровнем моря. В то время как Петродворец занял околонулевую отметку. Именно благодаря этой разнице удается создать такое давление в трубах, с помощью которого самый высокий петергофский фонтан достигает в высоту 20 метров.

Уникальное сооружение будто живет своей жизнью. В этом году, например, гидротехники обнаружили, что вода из фонтанов не такая прозрачная, как обычно. Виной тому дождливое лето - ливни добавили в родниковую воду большое количество земли. Так что в конце сезона придется проводить дополнительную очистку статуй и элементов мраморного декора. Чтобы следующей весной открытие фонтанов снова прошло блестяще.