Реформа образования по-украински: под запретом алый цвет, русские классики, песни и общая история
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Систему образования Украины захлестнула инновационная истерия. В новом учебном году школьников ждет множество изменений. Правда, сами педагоги и родители, мягко говоря, не в восторге.
И это не удивительно. Из начальной школы убрали таблицу умножения и скорочтение. Учителям чиновники запретили исправлять ошибки красной ручкой. А в рамках декоммунизации на уроках музыки нельзя будет исполнять произведения Прокофьева и Чайковского. К чему могут привести такие реформы, разбирался наш корреспондент Ян Воскресенский:
Красочные учебники, дорогие методички – похоже, украинским родителям придется раскошелиться, чтобы успеть за авторами образовательной реформы. Набор скандальных инициатив решили обкатать на самых юных согражданах. Школьная программа упрощается – до детсадовской. Даже ручкой в начальных классах теперь нельзя пользоваться. Только карандашом. Таблица умножения уходит в прошлое. Складывать и вычитать – только в пределах десятка. Многие родители уже объявили таким планам бойкот – упущенное в школе будут наверстывать дома.
Также украинскую школу ждет тотальная декоммунизация. Под запрет попала даже красная паста – чем не потрясение устоев.
Людмила Ерохина, учитель начальных классов: «Любая девочка, даже я мечтала – исправлять красной пастой. Если сейчас это уберут, вопрос – на что заменят».
Очевидно, на красный цвет у реформаторов болезненная реакция. Как и на все, что может намекать на советское прошлое. Песню про школу, кстати тоже, запретили. Песня Шаинского не угодила как пережиток советских времен. Но жертвами декоммунизации стали и классики – Прокофьев и даже не заставший революцию Чайковский. Цензуру не прошла и бурлацкая песня «Вниз по матушке по Волге», которую исполняли задолго до становления большевистской власти. С таким подходом советские песни о войне были обречены исчезнуть из школьной программы. Больше на уроках музыки дети не споют Священную войну.
Уроки истории будут осовременены – с учетом последних идеологических перемен. Жертвой реформы уже стал учебник, в котором не нашлось места киевским событиям зимы 2014 года. Школьникам неизбежно придется сдавать зачеты по Майдану. А перечень одиозных исторических персонажей пополнится нынешними украинскими деятелями, которые решили вписать себя в учебники.
Политическую ситуацию вынуждены учитывать даже в начальной школе. Педагогам велено найти украинскую замену авторам русской литературы.
Людмила Ерохина, учитель начальных классов: «Это нас обделяет как людей культурных. От того что не читаем Пушкина, Фета – такого уровня поэтов и писателей в Украине нет. Мы отделены, потому что отделяемся из политических соображений от этого государства».
Единственное новшество, которого в педагогических кругах не дожидались, – повышение зарплат - реформой не предусмотрено. Мало того, учителей ждут массовые увольнения.
Людмила Ерохина, учитель начальных классов: «Наши деньги утекают частично туда, где стреляют воюют. Я не хочу, чтобы в стране воевали, но на эти цели деньги забирают у меня. Заложниками стали мы все».
Тяжелее всего придется высшей школе. В магистратуре ликвидируются все бюджетные места, а студентов думают оставить без стипендий, хотя выплаты и так не превышают прожиточный минимум.
Студент: «Сейчас я работаю, а если, например, человек, который приходит на 1 курс, этого уровня стипендии не хватает для проживания. Цена за общежитие составляет 30 процентов от стипендии, а недавно эту цену захотели увеличить. Поэтому этих средств недостаточно, приходится брать или у родителей или идти куда-то работать.
Пока педагоги, родители школьников и студенты готовятся к реформаторскому удару, авторы новшеств предупреждают: настоящие перемены – впереди. Тем, кто не успеет закончить учебу в предстоящем году, предстоит осваивать историю древней Украины, достижения украинских ученых и геометрические фигуры на примере украинской вышиванки.