В Иркутскую область потянулись студенты, воодушевлённые историей БАМа

167 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Провести лето в труде на байкало-амурской магистрали - это уже не просто дань традициям, и не только способ подзаработать. За этим приезжают в первый раз. Но всё больше стажёров повторно едут на строительство.

И даже закончив учёбу, мечтают вернуться на БАМ, уже в качестве специалистов. Работы там хватит на долгие годы. Ведь сейчас магистраль работает на пределе своей пропускной способности. Чем привлекательны байкальские будни? О романтиках с большой дороги наш корреспондент Алексей Шанёв.

Для студентов из Иркутска и Красноярска работа на БАМе – давняя традиция. Сначала они приезжают сюда на практику в обязательном порядке, а потом – по велению сердца. Антон Бронников в бригаде считается старожилом: на строительстве магистрали он уже третий раз. Работа, жара и тяжёлые бытовые условия не пугают.

Антон Бронников: «Мне предлагали ехать в Монголию, но я собрался, приехал сюда, потому что меня тянет. И после окончания ВУЗа надеюсь, что попаду именно сюда».

На главной комсомольской стройке студенты трудились с середины 70-х. Это они придумали словосочетание «забайкальский комсомолец», сокращенно зэк, когда узнали, кто начинал прокладывать магистраль.

Строить БАМ начинали несколько раз. Первая попытка – в печально известном 1937. Разгар репрессий, в Восточной Сибири множество лагерей, но специально для очередной сталинской стройки в Тайшет пригнали 47 000 заключённых и организовали ещё 3 лагеря. В одном из них наказание отбывали осуждённые по политической 58-й статье – за измену Родине. БАМЛаг – печальная страница в истории Восточной Сибири, Забайкалья и Приамурья. Каждый месяц прибывала новая партия заключённых. Бараков на всех не хватало, жили чуть ли не под открытым небом. Но стройка шла действительно ударными темпами. Правда, заплатить за эти достижения пришлось очень высокую цену.

Евгений Селезнёв: «Бралось количество заключённых и количество умерших, в процентах. Так вот, 1951 год, Озерлаг, это 21%».

Работы остановились во время Великой Отечественной войны. На западном участке от Тайшета до Тынды рельсы разобрали, погрузили в эшелоны и вместе с заключёнными отправили за тысячи километров – в европейскую часть страны, прокладывать  ветку к Сталинграду. В Восточной Сибири остались лишь пустые бараки за колючей проволокой и насыпи. После войны строили только восточный участок магистрали, но и его не закончили. В 1953 году БАМЛаг расформировали. О недострое сталинской эпохи вспомнили уже при Брежневе.

Виктор Никулинских: «Были собраны со всего СССР, из больших городов 600 человек. До сих пор многие работают, здесь остались жить».

Виктор Никулинский был одним из тех, кто на БАМ приехал к началу стройки. Он вспоминает: комсомольцы сами возводили себе общежития, а уж потом укладывали пути.

Работали в любую погоду, без выходных. Особенно тяжело было заново прорубать просеки и делать насыпи. Иван Герасимов 70-х годах участвовал в строительстве единственного моста через реку Лена. Рассказывает, что, несмотря на тяжелейшие условия, объект сдали вовремя. Он и сейчас в отличном состоянии.

Иван Герасимов: «Человеческий фактор, это точно. Там работало очень много народу. И на пескоструе, и на укрупнёнке. Монтаж в 2 смены шёл. Всё стучало, всё гремело».

В 70-х – обычный рабочий, сейчас Иван Герасимов сам возглавляет монтажную бригаду на строительстве второй очереди моста через Лену. Говорит, БАМ не отпускает. В студенческом отряде, который работает рядом, несколько будущих молодых специалистов тоже решили карьеру делать на магистрали.

Антон Бронников: «3 года – такая уже серьёзная закалка для меня. И я общался уже с начальником дистанции пути, возьмёте ли меня переводом как молодого специалиста. Они сказали, возьмём, мне осталось только подумать тщательно, либо ехать сюда, либо нет».

Прокладку второго пути на БАМе обещают закончить к 2030 году. Так что работы на главной магистрали Забайкалья и Приамурья хватит всем. К тому же на очереди – полная электрификация дороги. Стройка, которая некогда была всесоюзной комсомольской, продолжается.