В Крыму завершилась операция по подъему самолета Юсупа Акаева
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В Крыму завершилась операция по подъему последнего боевого самолета героя Великой Отечественной Юсупа Акаева. Легендарный летчик был лучшим штурмовиком Черноморской флотилии.
На его счету 18 уничтоженных вражеских кораблей, 11 танков и 4 самолета. В ноябре 1943 года его машина была сбита, но пилот сумел спастись. Спустя 70 лет в память о герое решено спасти и его самолет. Наш корреспондент Александра Литвинова продолжит.
Подготовка к этой операции длилась несколько лет. Дело в том, что точные координаты места, где затонул корабль, были зафиксированы в момент его падения, но поисковая операция началась спустя 70 лет, и за все эти годы штормы и подводные течения переместили легендарный штурмовик далеко от заданных координат. В итоге поисковикам пришлось метр за метром прочесывать чуть ли не весь керченский пролив.
Обнаружили штурмовик в толще ила и песка на глубине около пяти метров. На кадрах подводной съемки хорошо видны очертания боевой машины времен Великой Отечественной - водорослями и моллюсками заросла кабина, из которой за мгновение до крушения пилоты смогли выбраться? катапультироваться? Вот и часть крыла, по словам водолазов, оно было повреждено при падении. Полностью сгнил только деревянный хвост, металлические части сохранились достаточно хорошо, потому первыми к самолету прикасаются саперы.
Теперь важно аккуратно поднять штурмовик. Некоторые детали за годы стали хрупкими как стекло. Водолазы осторожно прокладывают под фюзеляжем стропы. Глубина здесь не большая и этот факт мешает подойти к месту килекторному судну. Именно такие, как правило, занимаются подъемом затонувших объектов. Поэтому сначала самолет приподнимают с места с помощью небольшого манипулятора, который потом транспортирует машину на борт килектора.
Боевая машина стойко выдерживает новые испытания. Надломленное крыло слегка скрепит, но держится. Изогнутые лопасти винта помогают дорисовать картину крушения одного из самых метких штурмовиков Великой Отечественной.
Это был последний боевой самолет героя советского союза Юсупа Акаева. На его счету 18 уничтоженных вражеских кораблей, 3 паровоза, 11 танков, 72 машины, 4 самолета , 5 торпедных катеров и это далеко не полный список поверженных объектов.
8 ноября 1943 года Акаев возвращался с боевого задания и его ил был поражен зенитным залпом. До своих оставалось дотянуть буквально три-четыре километра. Но самолет стал резко терять высоту, единственный шанс на спасение - посадить машину на воду и Акаев воспользовался этим шансом.
Теперь самолет ожидает реконструкция и новая, уже музейная жизнь. Эту экспедицию проводят совместно специалисты министерства обороны и поисковых движений России. За два года работы со дна черного моря поднято уже пять советских штурмовиков ил-2, установлены имена 8 членов экипажей и за каждым из них настоящая история героя.