Убийства поляков украинскими националистами могут признать геноцидом сегодня
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Польша на пороге исторического решения. Сегодня в окончательном третьем чтении сенаторы должны утвердить резолюцию о признании 11 июля национальным днем памяти жертв геноцида в годы второй мировой войны.
Тогда националисты украинской повстанческой армии истребляли мирное население в Польше. По официальным данным, в ходе так называемой "Волынской резни" убиты более ста тысяч человек. Трагедия и раньше осложняла отношения между Варшавой и Киевом, а сейчас, после признания геноцида, грозит и вовсе разрывом. Репортаж Виталия Воронина:
Зыгмунд Магуза, пенсионер: «Вот здесь семья Гиргилевичей. Вот те девчонки, давно на том свете. Вот тот дом, из которого я трижды сбегал через окна».
Эта фотография была сделана весной 1939 года, тогда вся семья была в сборе и дом был цел. Если для историков волынская резня - это лишь одна из страшных страниц большой войны, то для семьи Зыгмунда Магузы - личная катастрофа. Ему было 11, когда во время погрома убили бабушку и деда.
Зыгмунд Магуза, пенсионер: «Приезжаю, смотрю, в кухне на полу куры клюют, вижу бабушкин испеченный хлеб и вижу, что лежит дед в своей дубленке и без головы. Одним движением секиры вбили голову, в грудь аж мозг виден».
Семья Магузов стала одной из жертв массового уничтожения поляков украинскими националистами. Историки даже до конца не знают, сколько точно человек тогда погибло. Минимум 60 000 человек, а по некоторым подсчетам - до 200 тысяч. То, что это был именно геноцид, или по-польски - "людобойство" впервые признали официально. В начале июля такое определение использовал в своей резолюции Сенат.
После утверждения нижней палаты парламента - Сейма - это будет уже закреплено законом. И появится официальная памятная дата - 11 июля, в этот день в 1943 году бандеровцы нагрянули сразу в 150 сел.
Эва Семашко, историк: «Геноцид это не только, когда истребляется, какая-то часть народа целиком. Достаточно, что часть подвержена геноциду это по пунктам, описано в конвенции. Поэтому геноцид - это не только истреблений целого народа, а также какой-то его части».
Волынская резня всегда была болевой точкой в польско-украинских отношениях. В 2013 году уже пытались принять подобный закон, но тогда ограничились формулировкой «этнические чистки». «Геноцид» - самое страшное международное преступление, сродни убийству армян турками во время Первой мировой или холокосту евреев в годы Второй мировой войны. В этом и есть главное значение нового закона.
Эва Семашко, историк: «Это исходило из-за расисткой идеологии национализма украинского. Польский народ для них - это что-то негативное. Например, украинке, которая была замужем за поляком, могли сказать: «Ты испортила украинскую кровь». И тут уже шла речь, что бы избавится от тех поляков, которые стали частью украинских семей, ведь произошло смешивание, как польской, так и украинской крови».
До определенного времени стремление выразить свое отношение к кровавым событиям прошлого, гасили, в том числе под давлением Евросоюза - Брюссель настаивал, мол, ни к чему ссорится с соседом, который так стремится в Европу. И Польские политики помалкивали - не просто так, конечно - неконфликтный бывший премьер страны Дональд Туск возглавил Европейский совет.
Польша активно поддержала Майдан. Одиозный Ярослав Качиньский и другие депутаты не раз выступали с киевских трибун, новому президенту Украины даже пожаловали высший орден государства - Белого Орла. Но теперь, похоже, что называется, прозрели.
Для новых хозяев Незалежной бандеровцы - не кровавые убийцы, а народные герои. А их последователи – все эти каратели и откровенные бандиты из националистических батальонов - до сих пор безнаказанно грабят, убивают и даже диктуют собственные условия украинским властям.
Показательной датой в отношениях между соседями стало 9 апреля 2015 года. Тогда впервые в истории польский президент выступил в Верховной раде в Киеве, после чего разразился громкий международный скандал. Никто не сказал Брониславу Коморовскому, что в зале сидит депутат Юрий Шухевич, сын Романа Шухевича, одного из лидеров националистов, и уж точно его не предупредили, что в тот же день Рада признала членов УПА борцами за независимость Украины.
К полякам пришло, пусть запоздалое, но разочарование и в новой украинской власти, и в Евросоюзе. В итоге власть в Польше сменилась – ключевые посты в государстве заняли консерваторы из партии "Право и Справедливость". А для них Волынь - однозначно геноцид, Бандера и его приспешники - убийцы. И надо же, так совпало, Сенат принимал закон о геноциде в тот самый день, когда Порошенко приехал в Варшаву и преклонил колено у памятника полякам, погибшим в той кровавой резне.
Анджей Лукавски, председатель Ассоциации поляков «восточных кресов»:
В Киеве, собираются назвать улицы в честь героев УПА Бандеры и Шухевича, те есть тех убийц которые поляков и приказывали резать поляков. Говорят, украинцы будут почитать своих новых героев. А что это за герои, которые идут с оружием на безоружных детей, женщин, стариков!»
При этом вряд ли у кого-то повернется язык сказать, что Варшава так себя ведет в интересах Москвы, нынешняя власть в Польше не терпит "москалей" чуть меньше, чем "бандеровцев". Министр обороны страны так и вовсе видит кровавых делах украинских националистов на Волыни - руку Москвы.
Антони Мацаревич, министр обороны Польши: «Не надо забывать, что Россия является настоящим „врагом, который начал, и который использовал украинские националистические силы для этого ужасного преступления геноцида. Это там, где находится источник этого ужасного несчастья».
Богдан Беспалько, заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им.Ломоносова: «С точки зрения историка - это бред, но скорее как этап в промывке мозгов как разжигание ненасивисти по отношению к России».
Пусть бред, но отражает в целом одну тенденцию - у Варшавы и Киева по-прежнему один общий интерес - дружить против России. Недаром же, например, уже после закона о геноциде Украина и Польша подписали договор о военно-техническом сотрудничестве.
Богдан Беспалько заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им.Ломоносова: «Польская элита будет пытаться окармлять Украину как младшего партнера, а себя будут позиционировать как последний страж на границах с Московией».
Тем не менее, "закон о Волынском геноциде" становится препятствием на пути Украины в Евросоюз, ведь одно из условий вступления - у новичка не должно быть споров с другими членами ЕС. Но если власти Незалежной признают вину бандеровцев в геноциде поляков, то как тогда они объяснят своим гражданам, что те, кого они так упорно возводят на пьедестал в качестве героев - это кровавые и безжалостные убийцы?