В Брюсселе завершился саммит ЕС – уже без Великобритании
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Жизнь после развода обсуждали сегодня в Брюсселе, где завершился саммит ЕС. Впервые в нём не участвовала Великобритания, которой теперь предрекают будущее маленькой, но гордой Англии.
Прогнозы сейчас вообще - самый популярный вопрос, который задают европейским лидерам. Но делать их сложно. Пока захлёстывают эмоции, как в настоящей семье, трудно решать имущественные вопросы. Чего уж никак не ожидала Британия, так это того, что её будут подгонять и требовать уйти как можно скорее. Осторожные и опрометчивые заявления - в материале Константина Рожкова:
Это было историческое заседание. Впервые за общим европейским столом сидели не 28, а только 27 лидеров. Дэвид Кэмерон улетел домой накануне поздно вечером. Для него этот саммит стал последним. Оставшимся предстояло подумать над тем, как жить дальше. И судя по тому, что встреча затянулась на 2 часа, задумались они крепко.
Ангела Меркель, канцлер Германии: «Мы обсудили, что означает решение Соединенного Королевства для нашей работы и как нам быть дальше. У нас были основательные, хорошие и конструктивные дискуссии. Мы еще раз выражаем сожаление относительно решения граждан Великобритании, но мы также подчеркиваем, что, разумеется, уважаем его».
На пресс-конференциях по итогам саммита уже широкая публика должна была узнать каким будет Евросоюз без Британии. Ангела Меркель, от которой сейчас будет зависеть многое, объявила, что пересмотра основополагающих соглашение ЕС ждать не стоит. Это был жесткий сигнал тем странам, где может и не хотят выходить из союза по примеру Британии, но рассчитывают на реформы, например, в том, что касается приема беженцев. Кстати, говоря председатель Евросовета Дональд Туск в своем выступлении признал, что именно миграция в итоге спровоцировала землетрясение под названием Brexit. Но подчеркнул, что теперь после референдума никаких уступок для Соединенного Королевства не будет.
Дональд Туск, председатель Евросовета: «Мы еще раз согласились с тем, что выход Великобритании из ЕС должен состоятся согласно предусмотренной процедуре. Поэтому не будет никаких переговоров до тех пор Великобритания формально не уведомит нас о своем желании покинуть союз».
Дело в том, что в Британии хотели поступить наоборот, сначала обговорить новый формат сотрудничества, а уже потом подать заявку на выход. Ни Дэвид Кэмерон, ни даже те политики, кто агитировал за Brexit, сейчас не скрывают, что все равно хотели бы иметь доступ к европейскому рынку, как у Швейцарии и Норвегии, который членами союза не являются. Но, как заявил на своем брифинге Франсуа Олланд, хотите наш рынок, платите взносы. А именно: многомиллиардные отчисления в Брюссель, в том числе, заставили британцев сказать Европе «гуд бай». А вот первый министр Шотландии Никола Старджен, наоборот, прощаться с Европейским Союзом не спешит. Сегодня она даже специально прилетела в Брюссель и позавтракала с председателем Европарламента Мартином Шульцом. Шотландия намерена остаться в ЕС любой ценой, вплоть до выхода из состава Соединенного Королевства.
Никола Старджеон, первый министр Шотландии: «Я четко обозначила позицию, что Шотландия хочет защитить свои отношения с Европейским Союзом. Не будем преуменьшать сложности, которые ждут нас на этом пути. Это была наша первая встреча, их будет еще много. Главное, хочу, чтобы меня услышали: Шотландия, в отличие от остальной Британии не хочет покидать Европейский Союз».
Шотландия не единственная, кто хотел бы занять освободившееся в ЕС место. Претендует еще и Украина. По крайней мере, некоторые депутаты Верховной Рады после Brexit’a заговорили об этом на полном серьезе. Но заявление, которое накануне сделал премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, оставляет Украине немного шансов даже на то, чтобы заработало многострадальное соглашение об ассоциации, которое, напомню, хоть и подписано, но еще не ратифицировано всеми государствами-членами ЕС, а значит, до сих пор не считается вступившим в силу.
Марк Рютте, премьер-министр Нидерландов: «Нам нужно найти законный выход из сложившейся ситуации. Мы должны каким-то образом учесть обеспокоенность голландцев, проголосовавших на референдуме. Как именно мы это сделаем, я пока не знаю. Может быть придется изменить текст. В любом случае, и я уже об этом сообщил моим коллегам. Если такого выхода мы не найдем, тогда соглашение об ассоциации с Украиной мы не подпишем».
Любопытно, как по-разному подходят в Европейском союзе к этим 2 референдумам: против ассоциации с Украиной и за выход Британии из ЕС.
На Великобританию сейчас по большому счету давят, говоря, мол, поспешите выполнить волю избирателей и подать документы на развод. Но для Нидерландов в похожей ситуации все иначе. Более того, Марк Рютте прямым текстом говорит, что будет искать лазейки, пусть и законные, чтобы соглашение об ассоциации все же протащить, по сути вопреки воле голландских избирателей. Такие вот двойные стандарты.