Британия покидает ЕС, премьер-министр - свой кабинет. Неожиданный результат плебисцита
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Главная политическая новость сегодня - из Британии. По итогам референдума - она прощается с Евросоюзом. Процесс этот, правда, растянется на годы. Хотя лидеры ЕС и попросили: решить все организационные вопросы как можно быстрее.
Уйти по-английски не получается. Великобритания наделала шума. И даже внутри страны неспокойно. Ведь перевес евроскептиков ничтожен, всего несколько процентов. Так что каждый второй англичанин теперь недоволен и боится будущего. А Дэвид Кэмерон и вовсе объявил об отставке. Наш корреспондент Елена Норкунайте - о судьбоносном решении:
Пятьдесят два процента без одной десятой. Итоги подведены. Теперь остается только гадать, что именно привело к таким результатам референдума - слишком дождливая погода или плохая агитация за общий европейский дом.
Почти 17 миллионов британцев поддержали брексит. С перевесом буквально в несколько процентов ливеры, от английского слова «лив» - покидать, проголосовали за выход Объединенного королевства из Евросоюза. Дэвид Кэмерон - инициатор референдума - уже выступил с обращением к нации. И заявил согражданам: дальше - плывите без него.
Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании: «Я сделаю все, что в моих силах как премьер-министр, чтобы стабилизировать курс на следующие несколько месяцев. Но я не думаю, что мне стоит быть капитаном, который поведет корабль в этом новом направлении. Я считаю, что в октябре на конференции Консервативной партии должен быть определен новый кандидат».
С Даунинг-стрит, Кэмерон отправился в Букингемский дворец, чтобы лично объявить о своей отставке Елизавете Второй. Результаты плебисцита показали, что в королевстве нет единства.
Сторонников выхода из ЕС больше всего оказалось в Уэльсе, противники живут, в основном, в Лондоне, Северной Ирландии и Шотландии. Брексит буквально подтолкнул эти страны к решению о собственных референдумах. Великая Британия трещит по швам. В Шотландии около 75 процентов населения проголосовали против выхода из ЕС.
Никола Старджен, первый министр Шотландии: «Сейчас мы оказываемся вне Еврозоны против своей воли. Я считаю, что это противоречит принципам демократии. Разумеется, сейчас у нас появилась перспектива нового, собственного референдума о независимости, который может быть проведен примерно через два года».
Тони Блэр, премьер-министр Великобритании (1997-2007 гг.): «Мне очень грустно за нашу страну, за Европу, за весь мир. Сейчас мы столкнёмся со сложностями в области экономики, политики и безопасности. Вот такой результат».
А сложности уже начались. Резко снизился курс фунта стерлингов, национальная валюта переживает самое сильное падение за 30 летний период. Упала цена на нефть: баррель марки Брент утром стоил 48 долларов. Золото подорожало до рекордных отметок. Английские банкиры пытаются успокоить бизнесменов и домохозяек.
Марк Карни, глава Банка Англии: «Существенный капитал и обширная ликвидность обеспечивают банкам необходимую гибкость, чтобы продолжать кредитование предприятий и домохозяйств в Великобритании даже в непростые времена. Более того, в качестве дополнительной опоры, для поддержания работы рынков, Банк Англии всегда готов выделить более 250 млрд фунтов».
Ликование сейчас в рядах партии независимости Великобритании. Найджел Фарадж - первый в королевстве евроскептик - празднует победу. Фактически результаты референдума свидетельствуют о доверии, с которым люди относятся к внутренней политике его партии. И это не может его не радовать.
Найджел Фарадж, председатель Партии независимости Великобритании: «Всем доброе утро! Сегодня солнце взошло над независимой Великобританией. Только посмотрите - даже погода улучшилась. Это было чертовски долгое путешествие. Я стал приверженцем политики евроскептиков 25 лет назад».
За свободу бокал английского эля подняд и бывший мэр Лондона Борис Джонсон. А вот глава британских лейбористов Джереми Корбин, вслед за Кэмероном, тоже просится в отставку. Политическую систему Великобритании буквально лихорадит, а 23 июня сторонники брексита уже предлагают считать национальным праздником - Днем независимости.
Борис Джонсон, мэр Лондона (2008-2016 гг.): «Очевидно, в 21 веке нет никакой необходимости быть частью федеральной системы правительства, центром которого является Брюссель. Мы можем создавать собственные законы и устанавливать собственные налоги. Мы можем контролировать свои границы, не прибегая при этом к дискриминации».
В Ирландии сейчас находится Джо Байден, американский вице-президент. А в Шотландии уже приземлился вертолет Дональда Трампа. Известно, что США - главный торговый партнер Великобритании. Однако участник президентской гонки в своей эксцентричной манере приветствовал фантастические результаты плебисцита. О возможных финансовых трудностях даже и не подумал. И это на фоне шоковой реакции американской прессы, которая уже пишет об экономических последствиях для рядовых налогоплательщиков.
Дональд Трамп кандидат на пост президента США от Республиканской партии: «Это действительно историческое событие. Я счастлив! Даа, люди злятся. Во всем мире люди злятся – и это великолепно!»
В любом случае результаты общественного мнения должна одобрить Палата Общин, а на процедуру выхода Великобритании из Европейского союза уйдут годы. По оценкам экспертов, только переговоры с Брюсселем затянутся до 2018 года.
Алексей Мартынов, политолог: «Очевидно, что эти переговоры будет вести не Кэмерон, а кто-то другой, он авантюрист по-своему, он сильно рисковал. Сегодня его прямой оппонент, Борис Джонсон, побеждает, он будет следующим премьером, нет ни у кого сомнений».
Дипломатические источники уже сообщают, королевство не сможет принять участие в европейских саммитах, посвященных брекситу. А что будет дальше, после этого прыжка в неизвестность? Многие британцы переживают за благополучие и стабильность.
Том Крук, житель Великобритании: «Я был очень удивлен, когда увидел сегодня утром результаты. Но, возможно, я не должен был так удивлен, всё к этому и шло. Это ужасно, впереди у нас 5 или 10 очень непростых лет».
Лаура Кларк, житель Великобритании: «Я абсолютно опустошена. Я думаю, что это совершенно идиотская идея, просто какое-то экономическое безумие».
Эксперты отмечают, с какой эмоциональностью встретили результаты общественного опроса и политики, и обычные британцы. Вероятно, Дэвид Кэмерон совсем не рассчитывал, что заварит такую кашу. И еще неизвестно, что королева сказала своему премьер-министру во время традиционной еженедельной аудиенции.