Юбилей отмечает легендарный экспресс "Красная Стрела"
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Ровно 85 лет в пути. Юбилей отмечает легендарный экспресс "Красная Стрела". Пассажиры добирались из Ленинграда в Москву не только быстро - поезд считался самым скоростным в стране - но еще и с повышенном комфортом.
Первый вагон-ресторан, персональный душ в купе, ни одного плацкартного вагона - начинка состава выглядела совсем не по-советски. Алексей Шанёв убедился - и сейчас этот экспресс №1 остается визитной карточкой РЖД. Обычно во время отправления этого состава звучит гимн Петербурга. Но сегодня случай особый. Легендарной красной стреле 85 лет, и вместо традиционной мелодии оркестр играет композиции 30-х годов. Уже тогда «Красная стрела» стала легендой. Как-никак, первый советский фирменный, первый, в котором не было плацкартных вагонов. Символично, что и официально он стал поездом №1. Фёдор Иванов о своём дебюте в качестве начальника "Стрелы" вспоминает с улыбкой.
- Конечно, мандражка была.
– Каждый рейс как праздник?
– Да, да, как праздник. Но и ответственность.
Работа на «Красной стреле» считается престижной. Попасть на неё новичку невозможно. Берут только тех, кто прошёл обкатку на других фирменных поездах.
Михаил Акулов: «Для нас «Красная стрела», это высокий стандарт качества обслуживания пассажиров, гостей нашей столицы. Всё лучшее должно быть здесь, и мы делаем всё, чтобы так и было».
Именно таким поезд и задумывался. Специально для Красной стрелы в 30-е годы разработали вагоны СВ – в купе не 4 места, а только 2. Особый шик - телефонный пункт. На остановках можно было позвонить не только в любой город Советского Союза, но и в европейские столицы, и даже за океан. А для особо важных гостей (как правило это были партийные работники высшего ранга или дипломаты) построили вагоны класса люкс. В них только 4 купе, каждое со своим санузлом.
– Можно принять душ, да, прямо не выходя из купе. Если им что-то понадобится, просто нажимают кнопочку, вызывают проводника.
Уже тогда говорили: это вовсе не поезд, а дворец на колёсах. И якобы даже сам товарищ Сталин ездил в Ленинград именно на Красной стреле. В действительности, вождь народов путешествовал спецсоставом, но поезд №1 осмотрел и остался им очень доволен. Правда, тогда вагоны были не современного красного, а международного синего цвета. А "Красной стрелой" поезд назвали от слова "красиво". Только в 60-е в оформлении стали использовать нынешние тона.
Ещё одна гордость «Красной стрелы» - кухня. В поезде № 1 был первый в Советском Союзе вагон-ресторан. Пассажирами ведь были и иностранцы, так что в наркомате путей сообщения придумали особое меню. Некоторые блюда сохранились и до наших дней. Например, традиционная для нас солянка. Те же иностранцы, говорят, были от неё в неописуемом восторге.
Кстати, традиционные подстаканники во всех поездах СССР появились тоже благодаря Красной стреле. Те, что были до революции, к началу 30-х годов разворовали. Правда, в вагоне-ресторане чай и кофе подают в фарфоровых чашках. Зато таких блюд, как здесь, нигде больше попробовать нельзя.
Геннадий Поликарпов: «Один и тот же продукт можно по-разному приготовить. Каждый повар готовит по-разному. Один может нормально, второй – нет. Я знаю, что Александр Розенбаум, когда у нас едет, солянку берёт, сборную мясную».
Сервис высокого уровня на долгие годы стал визитной карточкой «Красной стрелы». Назвать его советским язык не поворачивается. Рассказывают, что большевики старой закалки ворчали: дескать, в вагонах не проводники, а какие-то лакеи, да и вообще, купе - излишняя роскошь. Но в командировки из Москвы в Ленинград всё равно продолжали ездить только поездом №1.
Дмитрий Колычев: «У меня был случай, когда я пять раз подряд ездил с одним и тем же проводником. Было просто время, когда я постоянно путешествовали из Москвы в Петербург и обратно. Персонал, который работает с нами, с пассажирами, всегда очень вежливый и внимательный».
7 часов 55 минут. Вот уже 85 лет в это время Красная стрела прибывает в Москву на Ленинградский вокзал и в Петербург на Московский. За это время не было никаких сбоев и опозданий, за расписанием следят строго. Единственная пауза в движении была во время Великой Отечественной войны, но уже в 1944 году после снятия блокады из Ленинграда в столицу снова отправился поезд №1. Легенда продолжает жить и в наши дни.