Визит Владимира Путина на гору Афон вызвал бурю обсуждения в западных СМИ

349 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Визит Владимира Путина в Грецию, и, в частности, посещение монастырей Святого Афона, вызвало бурю обсуждения в западных СМИ. В молебне в честь тысячелетия присутствия русского монашества, инопресса усмотрела всё что угодно, кроме "духовного начала".

Зарубежные журналисты, практически, расписались в незнании истории. Взять хотя бы эпизод с троном византийских императоров, который греки любезно уступили российскому президенту. Наш корреспондент Игорь Максименко отделял правду от вымысла:

Студенты всех мировых вузов, готовящих работников для СМИ, во время учебы пишут одну обязательную курсовую работу: «Штампы в журналистике – речевые, стилистические и смысловые». Большинство студентов добросовестно трудятся над курсовиком и навсегда запоминают, как не надо писать. Остальные, наоборот, становятся создателями и разносчиками этих самых штампов.

Похоже, на работу в западные СМИ, берут именно тех, кто штампами владеет виртуозно. Особенно когда пишут о России. «Все русские с пеленок пьют водку вместе с медведями и потом играют «Калинку» на балалайке» - это уже классика, практически фундаментальная основа стереотипов о нашей стране.

В последнее время главный источник вдохновения западных мастеров пера и микрофона – президент Владимир Путин.

«Что делал Путин в секретном монастыре КГБ?» - вот так называется материал немецкого издания «Бильд» о визите Владимира Путина на священную гору Афон. Немного обветшалый миф о том, «всё вокруг под колпаком у КГБ» на бюргеров, по-прежнему, действует безотказно.

Николай Миронов, политолог: «КГБ была частью советской машины, а она отрицала религию, несмотря на временные тактические союзы с церковью. Байка о секретном монастыре КГБ - это запудривание мозгов обывателям».

А вот репортеры «Зюдойче Цайтунг» копают глубже: по их мнению, российский лидер был на Афоне дабы символически заявить о претензиях на роль мирового владыки. Такой вывод немецкие журналисты сделали, увидев, что храмовую молитву Путин слушал, стоя, якобы, на «троне византийских императоров».

Зюддойче Цайтунг: «Символическое восхождение на трон вызвало радость консервативных кругов в России, видящих в Москве "Третий Рим", то есть центр большой империи после падения Рима и Константинополя»

И зачем сообщать читателям, что в афонских монастырях нет разделения на императорский трон или патриаршее место. Что Владимир Путин провел службу находясь в архиерейской стасидии – монашеском кресле с откидным сиденьем.

Максим Соколов, журналист: «Это просто следствие полного незнание обычаев Афона. Это никакой не трон византийских императоров, а кресло почетного гостя».

Но маховик клише уже не остановить. В американских СМИ уверяют: на Афоне российский лидер встречался не со священниками, а с настоящими шовинистами на гендерной почве. Намек на то, что Владимир Путин одобряет запреты на посещение афонских монастырей представительницами  прекрасной половины человечества.

Еще один канонический стереотип - якобы постоянное требование Путина особых, роскошных условий для проживания и передвижения. Вот и сейчас американские «АВС Ньюс» взахлеб рапортуют: «Вместо обычного небольшого парома, президент России использовал 33-метровую (110 футов) яхту, предоставленную греческим флотом».

Еще один любимый штамп: невероятные, по мнению западных журналистов, меры безопасности во время визитов Владимира Путина. Афонские мероприятия не стали исключением.

«Вашингтон Пост»: «Безопасность в Афоне была чрезвычайно жесткой. Кроме многочисленной охраны, было много греческих полицейских и бойцов береговой охраны. Водолазы проверяли и стерегли место высадки президента, а снайперы заняли позицию по всему маршруту Путина».

Ну, разумеется, визит Путина на Афон, по мнению западных репортеров,  доставил чудовищные неудобства как обитателям полуострова, так и тем, кто хотел его посетить в эти дни. Подается это с такой драматической интонацией, что негодование, видимо, должно подступить само собой.

АВС: «Поездки по других паломников в монастырь Святого Пантелеймона (на Афоне) были отменены две недели назад».

«Шпигель»: «Владельцам магазинов на время визита полицией было приказано закрыть свой бизнес и находиться внутри помещений. На Афоне - чрезвычайное положение!»

Николай Миронов, политолог: «Неужели другие президенты приезжают на встречи в автобусе или в такси? Это невозможно... На западе по протоколу международному оказываются меры по защите любого руководителя, любого государства».

Смысловые штампы в журналистике обычно применяется, когда не хватает образных выражений для описания события, или когда писать больше не о чем. Тогда начинается т.н. «аналитика» - то есть, поиск ошибок и грехов в поступках тех, кто их не совершал.

«Фигаро»: «Владимир Путин - президент страны, в конституции которой написано, что церковь отделена от государства. Но в то же время он - верующий человек, который смешивает дипломатию и религию, что подтверждается его запланированным символическим паломничеством на гору Афон».

Разумеется, об истинной цели визита Владимира Путина на Афон не сказано ни слова. Зачем потребителям европейских и американских СМИ знать, что российский президент может на священной горе просто помолиться и побыть среди единомышленников и единоверцев. Как нормальный православный верующий.