Сто лет назад родился легендарный советский летчик Алексей Маресьев

219 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Сегодня в России отмечают большую дату. 100 лет назад родился человек, которому суждено было стать героем, символом мужества и примером для многих.

Алексей Маресьев - имя этого лётчика знают во всём мире. Его история описана в книгах и фильмах. Но всё равно - даже спустя столько лет - не перестаёшь удивляться, какие силы потребовались Маресьеву, чтобы идти своим путём. Идти в буквальном смысле. О человеке и легенде – наш корреспондент Роман Ишмухаметов.

Столетние сосны, сквозь которые едва проглядывает небо, густые заросли. Кажется, через эти заповедные леса новгородской области и спустя десятилетия – невозможно пройти.  Здесь, у небольшой деревушки Плав  в апреле 1942-го немцы сбили самолёт младшего лейтенанта Алексея Маресьева. Лётчику удалось спастись. Следующие 18 дней, раненый, ползком он пробирался к линии фронта. Едва живого и истощенного,  его  обнаружили деревенские мальчишки.

Виктор Вихров, житель деревни Плав: «Пошли дедка, батька. Короче,  нашли его в стороне от дороги. Вытащили, уложили, привезли его сюда».

Все эти события с  документальной точностью представил - Борис Полевой в «Повести о настоящем человеке». Редкий случай в литературе, когда писатель признаётся –  ничего не пришлось придумывать, только поменял одну букву в фамилии. Когда книга вышла за рубежом – люди не поверили, что в её основе – реальная история реального человека. Один американский журналист годы спустя -  на встрече с Маресьевым только и смог произнести расхожее - «Умом Россию не понять».  Жизнь как преодоление. Жизнь как борьба. Победа над собой и над обстоятельствами. Когда молодого офицера нашли в деревне, его удалось переправить в Москву.  Но было упущено главное – время.

Виктор Маресьев, сын Алексея Маресьева: «Рубить надо ноги, а отец говорит – да нет, я ведь должен летать, я – лётчик. И потом говорит, глянул на ноги, на одеяло, а ног-то нет».

Пожалуй, единственное, о чем не мог рассказать в 1946 году Борис Полевой, - это первые дни в госпитале. Маресьева, что и неудивительно по законам военного времени, держали на контроле особого подразделения контрразведки – ведь никто точно не знал, где был летчик все эти дни.

Именно по этой причине  – врачи сначала не уделяли ему должного внимания. Он начал учиться ходить заново на протезах -  в 26-ть. Шаг за шагом.  Эту дорогу испытаний, превозмогая боль и отчаяние, стиснув покрепче зубы,  он прошел буквально за полгода.  Молодому лётчику, который решил,  во что бы то ни стало вернуться на фронт – нужно было совершить невозможное – убедить медкомиссию. Он танцевал барыню, отбивал чечетку, прыгал с табуретки.

И вот, летом 1943 года Маресьев прибыл в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Командующий не отпускал лётчика на задания, и лишь однажды командир эскадрильи Числов взял его с собой в пару на боевой вылет. В июле во время боя с превосходящими силами противника  он спас жизни двоим лётчикам и сбил сразу три вражеских истребителя. Слава о Маресьеве разнеслась по всему фронту.

Виктор Маресьев, сын Алексея Маресьева: «Когда приехал  главком авиации Новиков в полк, а Числов был дежурный. Ну как летаешь? Летаю. С кем летаешь? Что же такие орлы не герои? И вот им дали звёздочки героев».

После войны – Алексей Маресьев возглавил ветеранское движение. Редкие архивные кадры. Москва. 8 мая 1967-го. Церемония зажжения вечного огня.  Факел несёт, а затем  передаёт Леониду Брежневу – герой Советского Союза – Алексей Петрович Маресьев. Только самые близкие знали, чего стоили лётчику   эти  шаги, по-военному выверенные и четкие. Всего дна деталь: чтобы так ходить на протезах Маресьев должен был поддерживать свой вес на протяжении всей жизни.

Виктор Маресьев, сын Алексея Маресьева: «Ужин у него был – стаканчик чая с лимоном, ложка творога, два печеньица. Не стоял вопрос – хочется мне мясца, котлетки. Или вот такие  штрихи, давай тарелку помою – иди, иди, я сам помою, мне надо двигаться».

А ещё – Алексей Петрович, даже  после 70-ти лет поднимался по лестницам пешком и водил обычную машину вместо автомобиля с ручным управлением.

В память об этом необыкновенном человеке в нескольких километрах от деревни Плав, где жители нашли когда-то умирающего лётчика – установили двухметровую стелу с копией крыла самолёта ЯК-1. Сегодня, в честь столетия со дня рождения Маресьева, по всей России проходят памятные акции. Впрочем, сам Алексей Петрович к такому вниманию к себе относился спокойно.

Школьникам, которые именно на его примере узнавали, что такое «мужество», «храбрость» и «героизм», неизменно повторял – я человек, а не легенда.