Экспозиция Русского музея пополнилась шедевром

83 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Решением Верховного суда картина, приписываемая кисти Карла Брюллова, не вернётся к предыдущему владельцу, коллекционеру и дилеру.

Эта история тянется больше 10 лет. Гражданин Германии Александр Певзнер купил "Христа во гробе" в Бельгии и ввёз в Россию, не заплатив соразмерной пошлины. Собиратель уверяет: он не был уверен в авторстве Брюллова, автографа мастера нет. Но обвинение с этим доводом не согласилось. Наш корреспондент Дмитрий Кулько об исходе дела.

Мурашки по коже, будто и не человек писал полотно. Измученное тело Христа специально исполнено так, что рассмотреть его можно только из полумрака и только под мерцающей лампой. Тогда словно засияют нимб и плащаница, и проступит еще одна фигура - ангел склонился над гробом Господним. Этот шедевр Карла Брюллова не входил в официальные каталоги и коллекции почти 200 лет, ведь в нижнем углу автор оставил лишь терновый венок, но не свою подпись. В 2003 это стало для мира искусства сенсацией и скандалом одновременно. Тогда коллекционер Александр Певзнер появился с полотном в Петербурге, пытаясь найти покупателей. Вот так просто. 

Правоохранители тут же назвали это контрабандой, ведь Певзнер привёз находку из Брюсселя, там она скромно висела в православном приходе, а на границе не сказал ни слова, что с ним такая ценность. А значит, сэкономил на таможенных сборах. С тех пор шедевр превратился в орудие преступление, а значит, конфискован, а государство и коллекционер на тринадцать лет ушли в судебные споры, пока сегодня не дошли до Верховного суда. 

Одни судебные инстанции отправляли картину в государственные музеи, но Ленинградский областной суд всё же решил вернуть полотно Певзнеру. Коллекционер, который так и не переехал из Германии на заседания, настаивает: он лишь предполагал, что это Брюллов, а официального заключение экспертов как раз хотел получить в России.  Всё он понимал, отвечают прокуроры, иначе не отдал бы за картину 100 000 евро.

Сейчас, конечно, цена картины «Христос во гробе» уже взлетела до небес, особенно после такой рекламы. Покупатели готовят десятки миллионов евро для аукционов, но Верховный суд определил - шедевр остаётся в России. Он бесценен.

У прежнего дела о контрабанде истек срок давности, потому все разбирательства - это битва жалоб на решение суда. Следующий ход адвокатов Певзнера - обращение в презилиум Верховного суда, требование то же - изъять полотно Брюллова уже у государства и передать частному лицу.

Максим Крупский, адвокат: «Позиция защиты с этим несогласна. Решение, которое не доказывает его виновность. Он де факто и де юро невиновный человек».

Согласно евангельскому сюжету, Христос находится между мучением и воскресением. Та же судьба сейчас и у спорной картины: она не в частной коллекции, но выставлять её Русский музей юридически пока не может. Широкой публике остаётся наблюдать лишь за юридическими страстями.