125 лет назад на вооружение Императорской армии поступила винтовка Мосина
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Популярность оружию обеспечили простота и надёжность, благодаря чему оно безотказно служило многие десятилетия.
Наш корреспондент Алексей Шанёв о легендарной трехлинейке.
В коллекции Евгения Ефимова русская трёхлинейка занимает особое место. Всё-таки достаточно редкий образец в наши дни. Хоть их и было выпущено почти 10 миллионов единиц. Это с неё в России 125 лет назад началась эра простого, но эффективного оружия.
Евгений Ефимов, председатель Федерации практической стрельбы России: «Самая простейшая винтовка. До сих пор работает, вопросов к ней нет. Сам Мосин конкретно делал затвор. Гениальная вещь. Как она работает, понять очень трудно. Надо долго сидеть, разбираться».
А ведь могло случиться, что на вооружение русской армии эту винтовку могли и не принять. В конкурсе, объявленном военным министерством в 1883 году, участие принимали оружейники с мировым именем: Наган, Манлихер, Бердан. На их фоне проект капитана Мосина, выходца из крестьян, никто всерьёз не воспринимал.
Глеб Арлюк, научный сотрудник военно-исторического отдела ГМЗ «Царское село»: «Винтовки во многом были похожи, но винтовка Нагана намного сложнее в производстве, а для правительства была важна стоимость производства. Винтовка Мосина была дешевле».
Но дело не только в цене. Имея возможность изучить проекты конкурентов, Мосин постоянно вносил в свою работу изменения. На выходе получилось практически идеальное стрелковое оружие.
Это голубое здание – дом, в котором жил Сергей Мосин. А рядом, всего несколько шагов пройти, Сестрорецкий оружейный завод. И кажется, что от проекта трёхлинейки до её производства небольшой путь. Но на самом деле своей чудо-винтовкой Мосин занимался несколько лет. Он прекрасно понимал, что оружие должно получиться простым, чтобы в армии солдаты научились им быстро пользоваться, и заводы в короткие сроки освоили производство. Простота, надёжность и мощность – вот три кита, благодаря которым русская трёхлинейная винтовка вошла в историю.
Пока ещё шёл конкурс и не был подписан указ о принятии винтовки на вооружение, Творением Сергея Мосина интересовались даже иностранные фирмы. Европейские фирмы готовы были заплатить за чертежи круглую сумму.
Глеб Арлюк, научный сотрудник военно-исторического отдела ГМЗ «Царское село»: «Предложили ему достойнейшую сумму – около миллиона франков за передачу прав на производство этой винтовки. Это огромная сумма по тем временам. Мосин, естественно ответил отказом».
В Российском военном министерстве были не столь щедры. Премия Сергея Мосина за победу в конкурсе составила всего лишь 30 000 рублей. Правда, трёхлинейку на западе всё же производили – по заказу Российской империи. Музей первой мировой войны в Царском селе совсем недавно приобрел совершенно уникальный экземпляр легенды. Винтовка 1894 года французского производства. Она еще ни разу не была представлена широкой публике. Сам Сергей Мосин мало того что создал самую надёжную винтовку в мире, потом ещё и организовывал её производство: с 1894 года был начальником сестрорецкого завода.
А вот имя конструктора из названия оружия тогда вычеркнули мосинку сделали просто - русской трехлинейкой. Эту несправедливость исправили уже в Красной Армии. Когда в начале 30-х годов ее модернизировали, в новых инструкциях она так и называлась: трёхлинейная винтовка системы Мосина.
Трёхлинейка Мосина не устарела даже спустя 50 лет после создания. Во время Великой Отечественной войны это было основное стрелковое оружие Красной Армии. С ней наши предки защитили Москву, отстояли Ленинград и Сталинград, дошли до Берлина. Создать что-то более простое и безотказное уже невозможно.