Вопреки прогнозам Обама встретился и с Порошенко, и с Эрдоганом
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В центре внимания саммита по ядерной безопасности, который проходит в Вашингтоне, стали вовсе не вопросы безопасности. А материальные проблемы Украины и заметно охладевшие отношения между Турцией и США.
Петр Порошенко традиционно просил кредит, а Рэджеп Эрдоган пытался убедить западных коллег в том, что его страна является образцом демократии. Наш корреспондент Нина Вишнева передает из Вашингтона:
Тот редкий саммит, когда всех интересует не то, что происходит НА нем, а то, что ВНЕ его. Подойдет американский президент или не подойдет? Посадит в первый ряд или отодвинет на второй план? Покормит или оставит без сладкого?
Здесь совсем не так хлебосольно. Единственным участником саммита по ядерной безопасности, который удостоился протестов, стал президент Турции. Правозащитная организация Amnesty International встретила его кортеж по время проезда по Вашингтону плакатами: «Остановить убийство!». Правозащитники обвиняют Турцию в том, что она ведет огонь по сирийским беженцам, нарушая тем самым все нормы международного права. При этом в Брукингском институте, где было запланировано выступление Эрдогана, он выставил себя чуть ли не в качестве настоящего миротворца и борца за права человека.
Реджеп Эрдоган, президент Турции: «Турция в настоящее время является целью для самой кровопролитной организации в мире. Но несмотря на происки террористов, вы не найдете другой страны в мире со столь высокими стандартами в области прав человека и демократии – как Турция. И мы хотим справедливого отношения».
Справедливым отношением Эрдоган, видимо, считает только то, которое не противоречит его собственному. Турецкая служба безопасности всячески оскорбляла независимых журналистов, которые, среди прочих, должны были освещать мероприятие. Секьюрити даже избила одного репортера. Американская сторона поспешила дистанцироваться от этого инцидента. Напомнив притом, что «уважает и поддерживает право на независимую журналистику», причем как в США, так и в Турции.
Отношения Вашингтона и Анкары вообще заметно охладели. Нынешней американской администрации давно не по душе то, что делает Турция в Сирии. Потому и встречу с Обмой удалось организовать лишь после долгих уговоров.
Программой нынешнего Саммита по ядерной безопасности занимались США. Россия раскритиковала концепцию еще два года назад. Сначала Вашингтон отстаивал особые права для отдельных стран, потом заявил о модернизации своего ядерного арсенала, размещенного на территориях некоторых европейских государств. Это никак не согласовывалось с предыдущими подписанными решениями о выводе ядерных боеприпасов. Потому Россия и отказалась от участия. И в ее отсутствие некоторые гости, похоже, решили заняться собственными проблемами.
Украина свои проблемы начала решать еще до открытия саммита. Глава делегации Петр Порошенко выступил в одном из помещений Конгресса перед местными политиками. По традиции просил денег и оружия. Все 50 минут монолога.
Петр Порошенко, президент Украины: «Я никогда не мог объяснить одну вещь себе и моим соотечественникам – нежелание международного сообщества поставлять оружие украинскому правительству и регулярной украинской армии, которая удерживает линию от атаки на международный порядок».
Украинский президент считает, что кредитование Украины – это инвестиции в международную безопасность и стабильность. В том числе, ядерную – ну раз уж саммит такой. Сначала Байден, которому поручили опекать Порошенко, а под конец и Обама, который все-таки решил поговорить, стабильность, видимо, рассматривают под другим углом. Иначе не выставляли бы условий - после формирования на Украине нового правительства. Намек на ситуацию с коррупцией. Не зря газета «Нью-Йорк Таймс» обозвала Украину при Порошенко коррупционным болотом. Наведут порядок - тогда Штаты могут подумать о выделении третьего транша кредитных гарантий и о помощи международных финансовых институтов. То есть из Вашингтона Порошенко опять уедет ни с чем. Не считая, конечно, званого ужина.