В России предлагают запретить эксплуатацию Boeing 737
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В России могут полностью запретить эксплуатацию «Боингов» 737, соответствующее обращение уже направлено в Межгосударственный авиационный комитет.
Сертификаты на эти самолеты могут отозвать еще до окончания расследования трагедии в аэропорту Ростова-на-Дону. И этому есть серьезные основания. Слишком много происшествий, причем судя по статистике падают боинги чаще при посадке, как это было, к примеру, в Казани. В чем причина? – разбираются, в том числе и эксперты США. Наш корреспондент Елена Норкунайте расскажет подробнее.
У автора этих писем большие вопросы к семейству «Боинг». Они возникли после того, как юрист Артем Кирьянов проанализировал огромный объем данных и пришёл к неутешительному выводу. С 1972 года зарегистрировано 70 катастроф самой массовой модели «Боинга» – 737: 44 произошли при посадке, около 20 - на взлете, и во всех этих случаях погибли люди. И есть серьезные основания считать, что в большинстве случаев к трагедии привели конструктивные особенности лайнера.
Артём Кирьянов, член Общественной палаты: «Вы знаете, ссылки на ошибки пилоты и проблемы в экипаже уже стали настолько традиционными при разборе полетов, что у меня лично есть сомнения в этом. И вы знаете, что ряд экспертов не согласны и в публичной плоскости высказываются по этому вопросу».
Чаще других - ряд экспертов критикуют элементы управления «Боингов». Рули высоты, закрылки, элероны, стабилизаторы - у этих самолётов клинит с завидной регулярностью. А при посадке и взлете безупречная работа этих узлов - залог безопасности.
«Боинг 737» ещё называют самым массовым пассажирским самолетом за всю историю гражданского авиастроения. И, тем не менее, на протяжении многих лет, вопрос о его безопасности и конструкторском совершенстве все чаще вызывает серьёзные споры среди экспертов. Это - копия кабины пилотов «Боинга 737» «Некст Дженерейшн» следующего поколения. И сейчас мы на симуляторе, вместе с профессиональным инструктором проверим, при каких условиях, несмотря на все возможные действия пилотов, машина может стать полностью неуправляемой.
Что делать, если при взлете штурвал попросту заклинило? Такое авиа происшествие в США, еще в 90-е годы, привело к масштабному расследованию. Только совместными усилиями пилотам удалось поставить один из рулей высоты в нужное положение и продолжить полёт, но тысячи тестов, проведенные эксперты, доказали к таким механическим дефектам, не оставляющим следов в случае катастрофы, вполне могут привести экстремальная жара или холод.
В 2013 году власти США провели новое расследование серии ЧП с «Боингами». И выяснили, что задние стабилизаторы подвержены усиленной коррозии. Оказалось, что при нанесении антикоррозийного покрытия на заводах была нарушена технология. И снова «Боинг» рапортует, что принимает меры и заменяет ненадежные элементы. Замечания к работе элементов управления, тем не менее, остаются.
Алексей Базеев, старший пилот: «В последнее время пошли нарекания, в связи с последними катастрофами : в Перми, когда упал самолет, в Казани. Что неадекватно работает автоматика управления стабилизатором и вместе с рулем высоты, т.е. когда самолет попадает в условия нестандартные».
Казань, ноябрь 2013-го, плохие погодные условия. «Боинг 737» идет на посадку. Экипаж принимает решение уйти на второй круг. Автопилот отключается. Командир и второй пилот берут штурвалы на себя. Самолёт начинает набирать высоту, скорость падает, и тут стабилизатор переключается на пикирование. «Боинг» вертикально устремляется к земле. С момента ухода на второй круг до столкновения и взрыва проходит 45 секунд.
Расследование катастрофы 737 в Ростове-на-Дону пока еще идет. Но предварительная картина подозрительна похожа. Плохие погодные условия. Вторая попытка приземлиться, и командир снова принимает решение уйти на следующий круг. Резкий взлёт, падение скорости, сваливание в пике. Записи переговоров пилотов, которые появились в интернете и подлинность которых пока не подтверждена - говорят, что летчики не понимали, что происходит с машиной, совершенно по-разному пытались вывести самолёт из пике.
Стоит отметить, что официальных комментариев от Межгосударственной авиационной комиссии и Федерального агентства воздушного транспорта - пока нет. Молчат представители «Боинга» в России. С разбором полётов просят не торопиться и авиационные эксперты. Однако выступают за запрещение полетов всех старых воздушных судов.
Артем Кирьянов направил в Межгосударственный авиационный комитет и Федеральное агентство воздушного транспорта официальные обращения. Член Общественной палаты просит запретить полеты воздушным судам 737-й модели. Как минимум до того момента как концерн «Боинг» сможет убедительно доказать, что его лайнеры - безопасны.