Транссибирская магистраль отмечает 125-летие
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В России, и особенно в Сибири отмечают важную историческую дату. Ровно 125 лет назад император Александр III издал указ о строительстве Великого Сибирского Пути. С этого момента у сотен деревень, раскиданных по тайге, началась новая жизнь.
Небольшие села, благодаря железной дороге, превратились в развитые города. Сегодня Транссибирская магистраль - самая длинная железная дорога в мире. Она пролегает через всю Евразию. Наш корреспондент Андрей Захаров о прошлом и настоящем важнейшей транспортной артерии России.
Москва, Ярославский вокзал, раз в двое суток отсюда во Владивосток отправляется поезд по самой длинной в мире железной дороге – Транссибирской магистрали.
Каждый рабочий день на Транссибе, 125-летие не исключение, начинается с обхода пассажиров. Прям как в больнице, - шутит начальник самого долгого скорого поезда. Неделя в пути всё-таки.
Михаил Макаренков, начальник поезда «Москва-Владивосток»: «Всё внимание к пассажиру, работаем мы только для пассажира»
Чтобы целую неделю любоваться видами из окна бескрайней России супружеская чета Хуан и Роза Гиль из испанской Майорки предприняли настоящее путешествие через всю Европу, со множеством пересадок и сменой отелей. Транссиб - мечта с детства.
Хуан Гиль, пассажир поезда «Москва-Владивосток»: «Я уже понял, что мне надо выучить кириллицу, иначе здесь сложно, но это же и есть приключение. Вообще впечатления просто потрясающие, хотя все друзья и даже наш сын сказали, что мы – сумасшедшие, но нам очень нравится – у вас столько всего сразу - горы, поля, снег, холод».
100 лет назад Великий Сибирский Путь, проложенный сквозь всю страну, казался современникам и вовсе фантастикой. Указом Александра III транспортный коридор из Европы в Азию прорубали исключительно своими силами. Во избежание зависимости от иностранных капиталов отказались от помощи западных промышленников и инвесторов. Потраченные на дорогу полтора миллиарда золотом нашлись в карманах русских крестьян – это их выкупные платежи в казну после отмены Крепостного права. Нерентабельный на протяжении первых 20 лет Транссиб полностью окупился, когда вывел Сибирь на мировые рынки и сделал Россию хозяйкой Евразии.
Через двое суток пути поезд прибывает в Сибирский Чикаго. Так еще в начале прошлого века Новосибирск за рекордные темпы роста прозвал первый нарком просвещения Анатолий Луначарский. Из небольшого села в третий мегаполис страны Новосибирск превращался вместе с развитием Транссиба – благодаря этому железнодорожному мосту через Обь. Вокруг стройки века тогда кипели настоящие страсти. Право оказаться на магистрали оспаривали соседние регионы, имелись и принципиальные противники строительства.
Михаил Шиловский, зав. кафедрой истории России Новосибирского государственного университета, зав. сектором Института истории СО РАН: «Один из Каинских купцов первой гильдии который по городским легендам дал крупную взятку инженерам-изыскателем, чтобы дорога не проходила через Каинск».
Всю историю Транссиба, а вместе с ним и страны, лучше всего рассказывают его поезда. Раритетные паровозы, тепловозы, санитарные поезда Великой отечественной, скоростные современные электрички и помпезные императорские броневагоны.
Трёхметровые мозаичные потолки, светильники из горного хрусталя, бронированные стены, украшенные гобеленами и красным деревом - это отдельный зал для переговоров, рядом рабочий кабинет – здесь даже зеркала напыленные серебром. В таких условиях по Транссибу путешествовали высшие чины императорской России. Один вагон предназначался для 1-2 персон. Здесь даже есть отдельная полноценная ванная комната. Остальные купе отводились для охраны и прислуги – ехать приходилось долго скорости были не те, что сейчас.
Это вагоны, напичканные электроникой, кондиционерами, автоматическими дверями, системами видеонаблюдения и бортовой диагностики, не говоря уже о более мягких сидениях и биотуалетах.
Только на новые составы в юбилейном для Транссиба году потратят десятки миллиардов рублей. Сотни уйдут на модернизацию всего Великого Сибирского пути в ближайшие годы. Работы уже начались.
Сейчас маршрут заканчивается во Владивостоке. В ближайших планах – продлить его на остров Сахалин. Уже через пять лет на очередной юбилей великой магистрали её грузопоток должен увеличиться на 66 миллионов тонн, а неделя в пути через всю Россию похоже никогда не перестанет привлекать путешественников со всего мира.
Проехать по Транссибу стоит хотя бы до Иркутска ради Байкала и дальше, если выдержите!