В Петербурге учёные разрабатывают прорывные технологии

168 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В Петербурге учёные разрабатывают прорывные технологии для защиты сельскохозяйственных культур от вредителей. И попутно решают экономическую задачу. Ведь их открытие позволит сохранить не только урожай, но и миллиарды рублей.

Речь идёт о принципиально новом способе. Используемые ныне химические вещества, прежде всего, пресловутые пестициды, токсичны. Чем можно их заменить, выяснила наш корреспондент Наталья Дубровская.

В лабораториях Института защиты растений уже больше десятилетия идет незримый бой. В этих склянках – микроскопические враги урожая, которые так и норовят испортить его или вовсе уничтожить. Впрочем, эти же самые грибы и материал для исследований, результат которых – создание настоящего биологического щита.

Так рождается биологическое средство. В этом сосуде собраны грибы с уникальными свойствами, которые позволяют им бороться с сорняками естественно, без всякой химии. Именно эта способность и станет основой для создания нового безопасного препарата. То, что получится, может со временем заменить опасные для здоровья химикаты, которые сегодня приходится применять для борьбы с болезнями и вредителями. Кто-то скажет утопия, но ученые верят в силу науки. Ведь УЖЕ удается соединять, казалось бы несоединимое. Пестициды и экологически чистые биопрепараты.

Филипп Ганнибал, заведующий лаборатории микологии и фотопатологии ВИЗР: «Грамотно комбинировать химические препараты и биологические вполне можно, чтобы добиться такого уровня применения химических препаратов безопасного уровня. Но при этом чтоб было и безопасно и эффективно».

До появления уникальных препаратов, которые, как с гордостью говорят ученые намного качественнее, и, что немаловажно дешевле импортных аналогов, спасать урожай приходилось сильнейшими химическими атаками. Теплицу, к примеру, обрабатывали пестицидами по 20 раз за сезон.

Владимир Павлюшин, директор Всероссийского НИИ защиты растений: «Это, конечно, связано с негативными явлениями. Накоплением химических остатков в овощной продукции, тяжело работать персоналу в таких теплицах, где интенсивно используется химия. Эта же химия попадает и в грунтовые воды, в почву и так далее».

С этими ужасами не сталкивались разве что в теплицах, где выращивают овощи в специальном грунте. Но и здесь зорко следят за каждым огурцом.  От гусениц, колорадского жука или полчищ  тли уберечь урожай может лишь естественный враг. Хищный клоп или божья коровка. Такая вот альтернатива пестицидам.

Анастасия Ходжаш, младший научный сотрудник ВИЗР: «Они обладают высокой поисковой активностью, находят тлю, высокой прожорливостью, находят тлю и уничтожают ее. Насекомые  не обладают никакими химическими естественно токсичными свойствами. Они съедают насекомых и улетают».

Насекомых используют, конечно, не только при выращивании огурцов. Это могут быть и томаты, и зеленый салат, да и вообще любой овощ. Такой – безопасный для здоровья урожай - быстро упаковывают и сразу отправляют в магазины. Так что если на яблоке неожиданно обнаруживается гусеница - в обморок падать не стоит. Напротив - радоваться надо.

Екатерина Козлова, ведущий научный сотрудник ВИЗР: «Это говорит о том, что это экологически чистым способом выращенная продукция. Она не подвергалась массовым химическим обработкам. Потому что абсолютно чистый овощ, фрукт, зеленная культура – вызывает подозрение. Не поливались ли они 20 раз химическими препаратами».

С вредителями можно бороться и с помощью биозащиты. И эта методика продукты на прилавках дороже не сделает. Биопрепараты порой оказываются дешевле химикатов. Вообще, биозащита сегодня, можно сказать – мировой тренд. И Россия абсолютно не отстает от европейских стран, выбирая более сложный путь.

Виктор Юваров, ведущий агроном-консультант компании по разработке и производству биологических средств защиты растений и агрохимикатов ООО Агробиотехнология: «Химия чего, облил, обработал. А тут нужно еще думать, соображать, понимаете. Если по химии давно отработана технология. В любом учебнике написано. А бороться биологически технологически сложно, интеллектуально сложно».

Биопрепараты по сравнению с пестицидами появились недавно. Но уже скоро – лет через 10 – они будут готовы уверенно конкурировать с опасными химикатами. А где-то и вовсе их заменить. Просто на развитие экологических технологий требуется время.