Легендарному автомобилю ГАЗ М1 исполняется 80 лет
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Первые серийные модели легковушки сошли с конвейера Горьковского завода в 1936 году, а первый тест-драйв проводили, конечно, в Кремле лично все члены правительства, во главе со Сталиным.
Но настоящее испытание «Эмка» с успехом выдержала в годы Великой Отечественной. Как вспоминал водитель маршала Жукова, проходила даже там, где застревали тракторы. Наш корреспондент Антон Гуськов подробнее.
Едва коллекционер Максим Чеботов заводит двигатель своего ГАЗ М-1, как движение вокруг замирает. Такой ретроавтомобиль будто только сейчас переместился из прошлого. Так что обгонять его на дорогах современного города многие водители просто не решаются.
Максим Чеботов, владелец автомобиля ГАЗ М-1: «Пропускают, сигналят, приветствуют, останавливаются, просят сфотографироваться».
Также удивленно смотрели на ГАЗ М-1 и ровно восемьдесят лет назад. Шестнадцатого марта тридцать шестого года с конвейера автозавода в Горьком сошли первые образцы. И тут же своим ходом отправились в Москву, там их представили руководству страны. Подробности кремлевского тест-драйва поклонники ретроавтомобилей до сих с трепетом передают из уст в уста.
Николай Викторов, реставратор: «Вот когда Сталин попросил показать, Ворошилов сел за руль, Сталин сел назад. После того, как они прокатились по Кремлю, Сталин подумал, и сказал: «Дай бог каждому такую машину!».
Вот только многие советские граждане при виде в своем дворе такого автомобиля нередко шепотом произносили: «Не дай бог!». Нет, с самой машиной все было в порядке. Но именно на этой модели приезжали сотрудники НКВД. Из-за причастности к арестам в народе этот автомобиль прозвали «черный воронок». Поговаривают, при виде своего «детища» неспокойно на сердце могло стать даже у главного конструктора ГАЗ М-1 Андрея Липгарта.
Андрей Липгарт, внук Андрея Липгарта, главного конструктора Горьковского автозавода с 1933 по 1951 годы: "Для него огромное облегчение всегда было, когда работа получала одобрение вождей. Потому что дед с его абсолютно немецкой фамилией и абсолютно немецким происхождением всегда себя чувствовал предельно некомфортно. Ну, наверное, так же некомфортно, как и многие другие люди в 30-40 годы".
За 7 лет с заводского конвейера сошли свыше шестидесяти тысяч «эмок». Не все из них наводили ужас, став символом сталинских репрессий. Многие работали в такси или возили партийных работников. «Эмка» внесла свой вклад и в Великую Победу. На полноприводном варианте этой машины во время войны передвигались маршалы Красной Армии.
Наталья Колесникова, директор музея Горьковского автозавода: «Читаем в воспоминаниях водителя Жукова. Он там говорит о том, что все стояло, трактора стояли. А мы ехали. Вот именно на нашей полноприводной «эмке».
Ценили «эмку» не только за проходимость. По тем временам в Советском союзе это был невероятно комфортный автомобиль. Хотя в салоне ГАЗ М-1 нет даже печки. Но есть весьма просторные сиденья и невиданная для тех лет роскошь - пепельница, солнечные козырьки и ручные стеклоподъемники.
К тому же кузов этой машины целиком состоит из металла. До «эмки» в советских автомобилях такого никогда не было. Например, водителю и пассажирам предшествующей модели, она называется ГАЗ-А, от дождя и снега приходилось укрываться под крышей из ткани.
ГАЗ М-1 по праву считается самым массовым советским легковым автомобилем конца тридцатых-начала сороковых. Его прототипом стал американский «Форд». Но иностранную машину не списали под копирку — М-1 пришлось серьезно дорабатывать под русское бездорожье и суровый климат, многое изобретая буквально заново.